Наталья Петрушова
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Если с другом вышел в путь»
НОД в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Если с другом вышел в путь.»
Цель.
Обобщение у детей знаний о таких понятиях, как дружба и доброта, честность и мир.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности „Если с другом вышел в путь“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи.
Активизировать, уточнить, расширить словарь детей по теме дружба (дружба, друг, недруг, комплимент, доброта, зло, дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, особенный, дружить, радовать, огорчать, ябедничать, сочувствовать, помогать).
Развитие синтаксической структуры предложения: учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции. Составление рассказа с опорой на план-схему.
Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-образовательные задачи.
Развитие зрительного внимания, восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитывать культуру общения, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание заботиться о друзьях, развивать чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, эмоциональную отзывчивость, умение управлять своими эмоциями.
Лексический материал:
дружба, друг, недруг, доброта, зло, комплимент; прилагательные: дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, честный.
Предварительная работа:
беседы с детьми о дружбе; обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; чтение сказок о дружбе: «Колобок», «Самый большой друг», «Оловянный солдатик», «Сказка о дружбе», рассказы Осеевой и др. ; заучивание пословиц и стихов о дружбе.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы:
Методы наглядные: рассматривание картинок, наглядное моделирование;
словесные: беседа, объяснение, толкование пословицы;
игровые: дидактические игры, игровое упражнение, речь с движением;
визуальные: мультфильм;
ТРИЗ метод: проблемная ситуация.
Оборудование и инвентарь:
запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь.», запись песни Т. Морозовой «Колобок», музыкальная игра «Мы идём» Н. Шуть, Колобок (мяч) с изображением эмоций (радость, злость, видео запись мультфильма «Дружба», карточки сказочных персонажей, карточки схемы-описания, видео ролик «Цветущее сердце».
Ход занятия
1. Оргмомент
Дети заходят под песню «Если с другом вышел в путь…»
2. Беседа. Сообщение цели занятия.
Л-д: Ребята, о чем поется в песне? Как вы думаете кто такой друг? С чего начинается дружба?
Д. : Дружба начинается с улыбки…
Л-д: Давайте улыбнемся друг – другу. Ведь улыбка — это символ доброты, хорошего настроения, дружелюбия.
2. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Л-д: Предлагаю сыграть в игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то отвечаете: «Да-да-да», если – нет, то отвечаете: «Нет- нет-нет».
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)
Другу будем помогать? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Мы научимся играть? (Да-да-да)
Ну а споры разрешать? (Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
4. Игра «Хорошо – плохо».
Л-д: А сейчас давайте определим каким должен быть настоящий друг.
Я буду называть качества людей, а вы должны определить важный ли это критерий для дружбы. Если качество важное - показываете сердце, сделанное из ладошек, если качество неважное – показываете дизлайк.
Вы готовы? Тогда начнём!
Верный, смелый, хороший, красивый, храбрый, веселый, трудолюбивый, ленивый, преданный, трусливый, плохой, особенный, крупный, умный, глупый, ябеда, миролюбивый.
5. Работа с эмоциями.
Звучит песня «Колобка», выкатывается зеленый колобок со злым выражением лица.
Пиктограмма «злость»
Л-д: Посмотрите, ребята, какой интересный Колобок- зеленый. Обратите внимание на его настроение. Какое настроение у Колобка? Как узнали?
Д. : Опущены уголки губ, глаза прищурены.
Л-д: Давайте изобразим на своем лице злость. Вам приятно?
Д. : Нет.
Л-д. : Согласна. Мышцы лица напряжены, скованы. Расслабьте лицо.
Л-д: Есть пословица «Позеленел от злости». Как вы ее понимаете?
-Это крайняя степень раздражения.
Л-д. : Что могло разозлить Колобка?
Д. : Он ушел от дедушки, бабушки, зверей. Он остался без друзей.
Л-д: А что вас может разозлить? Закончите предложение «Я злюсь, когда…»
Д. : Когда я дома один, когда я поссорился с другом, когда меня не понимают.
Л-д: Что делать, когда вы злитесь?
Д. : Спеть песню, пойти к другу, съесть что-нибудь сладкое, помочь маме.
Пиктограмма «злость» меняется на «радость» (меняем Колобков).
Л-д: Колобок повеселел. Оставайся с нами.
6.«Мирилка» (Речь с движением)
Л-д. : А если вы в порыве злости поругались с другом, что надо сделать?
Д. : Помириться
Не хотим мы больше злиться, Отрицательный жест указательным пальцем.
Будем, будем мы мириться, Руки сцеплены в кулак.
Злюка, уходи от нас. Отталкивающее движение руками от груди.
Мы опять друзья сейчас! «Обнимашки».
Л-д: Хорошие слова? Не забывайте их!
7. Проблемная ситуация
Просмотр мультфильма «Дружба»
Л-д:О ком этот мультфильм?
Д. : Этот мультфильм о ежике.
Л-д: Были у ежика друзья?
Д. : У ежика не было друзей.
Л-д: Почему с ежиком боялись дружить?
Д. : Он был колючий: колол иголками зверей, прокалывал игрушки.
Л-д: Каким ежик был по характеру?
Д. : Добрым, миролюбивым, спокойным.
Л-д: То есть ежик был особенным по внешним качествам.
Л-д: Что можно придумать, чтобы звери могли играть с ежиком? (Варианты ответов детей.)
Л-д: Давайте посмотрим продолжение мультфильма.
Просмотр мультфильма.
Л-д: В жизни часто можно встретить особенных людей: они будут отличаться от нас физически или внешне, но они будут добрыми, спокойными, отзывчивыми. И будут хорошими друзьями.
Есть правила дружбы.
Хотите их узнать?
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
8. Музыкальная игра со словами и движениями «Мы идем».
Л-д. Ребята, давайте с Колобком отправимся в небольшое путешествие.
Л-д. Дети, расскажите Колобку с кем из сказочных героев стоит дружить, а с кем нет и почему.
9. Игра «Сказочные друзья» .
На панно стоят перевернутые картинки с изображением сказочных персонажей. Нужно взять карточку и рассказать
Психолог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам еще одну интересную игру. Я показать свою карточку и ответить (рассказ с опорой план-схему):
1- кто это;
2- из какой сказки или мультика герой:
3- почему бы вы хотели/не хотели дружить с этим сказочным героем.
10. Игра «Большое сердце»
Л-д: Скажите, а могут дружить вместе все ребята в группе? Давайте проверим.
- Я называю имя ребенка с кем дружу и почему я с ним дружу. Этот ребенок выходит ко мне и говорит с кем он дружит и почему. (Дети берутся за руки и объединяются в круг).
- Посмотрите, оказывает мы дружим все вместе.
11. Итог.
(Видео ролик «Бьющееся цветущее сердце.)
Л-д: Каждый из нас поделился своей любовью, добротой, заботой, лаской и у нас получилось одно большое цветущее поющее сердце. Посмотрите, как оно прекрасно. Я думаю, что вы сегодня научились управлять своими эмоциями, запомнили, что друзей стоит выбирать по душевным качествам. А сейчас предлагаю пройти в группу и сделать поделку «сердце», и подарить ее своему другу.