Эллина Грачева
НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Приключения маленького Мушонка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР : «Приключения маленького Мушонка»
Воспитатедь МБДОУ д/с № 86 «Радость» г. Белгорода
Грачева Э. Н.
Цель: формирование фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах, чистоговорках.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
– учить детей выделять звуки [с], [з] в слогах, словах, чистоговорках;
Публикация «НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Приключения маленького Мушонка“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
– давать характеристику звуков [с], [з], выделять отличия при произношении;
– учить детей проговаривать чистоговорки в медленном, быстром темпе;
– учить детей проводить звуковой анализ.
2) коррекционно-развивающие:
– развивать дыхание, подвижность языка;
– развивать мелкую и общую моторику;
3) коррекционно-воспитательные:
– воспитывать дружеские отношения в играх;
– умение общаться друг с другом.
Оборудование: картинки насекомых, предметные картинки слов со звуками с, з, дорожки, река.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
– Вспомните, какие вы знаете звуки? Гласные и согласные.
– А как мы произносим согласные звуки? Воздух встречает преграду. Мешают язык, зубы, губы.
II. Основная часть.
1. Формирование умения различать звуки [с], [з].
Загадка
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
– Наш Мушонок родился весной, когда пригрело ласковое солнышко. Вдруг Мушонок услышал незнакомые звуки: с-с-с-с - упала капелька воды с зелёной травы; з-з-з - пролетел и пропищал комар.
– Что это за звуки подумал Мушонок? Подлетела мама- Муха и сказала Мушонку : Все дети по утрам делают гимнастику.
Упражнение для языка: «Чистим зубки», «Горка», «Желобок», «Насос».
Упражнение для дыхания: дети берут тучки и капельки и сдувают их из положения – открыть рот и подуть на кончик языка.
– Помогите Мушонку объяснить, какие это звуки? Когда мы произносим звук (с) : зубы почти смыкаются, язык находится за нижними зубами, сильная воздушная струя идёт посередине языка, горло не работает.
– Ребята, какой звук (с? Согласный, глухой.
– Когда мы говорим звук (з) : воздушная струя идёт более слабая, горло работает.
– Не успел Мушонок подумать, как подул ветерок, подхватил Мушонка, и понёс далеко- далеко. Когда он открыл глаза, то очень испугался. Всё кругом было не знакомо. Мушонок стал громко плакать.
– Ж- ж -ж- кто это плачет? Огромный майский жук подлетел к нашему герою. Крылышки Мушонка намокли, и он не мог взлететь.
– Хочешь, я отвезу тебя домой? Только залетим в лесную школу. На маленьких цветках сидели жучки, паучки.
– Поможем насекомым выполнить задание.
2.- Хлопните на звук [с] - один раз, на звук [з] - два раза: с-з-з-с-з-с-с.
3.- Назовите слова со звуков [с], [з]. : сок - суп - сани - сом - собака - самолёт;
заяц - зуб, зонт, завод, замок (логопед показывает картинки).
4. - Закончите слоги, чтобы получились слова: са…ни, са…ды, са…хар,
со…м, со…к, со…да, су…п, су…гроб; за…яц, за…бор, за…вод, зу…бр.
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг- скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
5. - Отвези меня домой, попросил Мушонок. Отвезу только до реки, я очень спешу.
Из-за кустика выскочил кузнечик. Мушонок попросил кузнечика отвезти его домой. – Отвезу, если поиграешь со мной. Хлопай в ладоши и повторяй:
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су–не боюсь осу.
Со-со-со – у Сони колесо.
За-за-за – вот идёт коза.
Зу-зу-зу – не боюсь козу (говорят тихо, громче, громко; медленно, быстрее, быстро).
6. – Отгадай загадки, назови первый звук в словах- отгадках.
Не говорит, не поёт,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт (собака).
Свернёшь - клин,
Развернёшь - блин (зонт).
– Отвезу, только до реки, я не умею плавать. Мушонок сидит на берегу реки и плачет. К нему подплыла водомерка: «Что ты плачешь Мушонок?».
– Мои крылышки намокли, я не могу вернуться домой.
– Я помогу тебе перебраться на другой берег, нарисуй мостик (воспитатель кладёт перед детьми речку и раздаёт карточки с дорожками, дети рисуют прямые и волнистые линии).
7. Пальчиковая гимнастика «Майский жук».
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны- «усы», пошевелить ими.
– Крылышки у Мушонка высохли, он полетел домой. Вот родная поляна, сколько здесь красивых цветов. Мушонок поселится в цветке, в названии которого есть звук [з]. Роза.
III. Итог.
Дети, вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии?
Литература
1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 128 с.
2. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоление фонетической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-пресс, 2007. – 160 с.