Инна Литвинова
НОД в старшей группе «Изобразительные возможности музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в зал под музыку «Осень. Октябрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди, встают по кругу.
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться- «Доброе утро».
Давайте и мы поздороваемся и споем: «Доброе утро!» а теперь поприветствуйте друг друга, становитесь парами.
Коммуникативная игра «Покружись со мной дружок»
Осень, осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят… (А. К. Толстой)
Публикация «НОД в старшей группе „Изобразительные возможности музыки“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Сегодня, мы с вами будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года- об осени. Посмотрите на экран (фото-слайды ранней осени) это природа нашего края, осень в Бурятии. Какую вы видите сейчас осень? Красивая, ранняя, разноцветная, урожайная.
Какая осень еще бывает, нам расскажет музыка. Она перенесет нас в осенний лес. Кто хочет со мной отправиться на прогулку? Берите осенние листочки. Становитесь в рассыпную. Представим себе, что подул ветер и осенние листья закружились в воздухе. Постарайтесь передать в своем танце настроение музыки.
Танцевальные упражнение с листьями.
«Осенняя песнь» Чайковский.
(Слайд осенней картины). Вот мы с вами уже и в осеннем лесу (дети оставляют свои листья на «лесной полянке» и проходят на стульчики)
Мне понравилось, как вы танцевали. Ваши движения были плавные, как слетающие с деревьев осенние листочки.
Какая по настроению, музыка звучала? (светлая, радостная спокойная)
Какие бы цвета подобрали к этой музыке? (выбирают яркие цвета). Давайте украсим одно дерево- это ранняя осень, какие листья мы будем вешать (яркие)
Настроение осенней грусти передают в своих произведениях поэты, композиторы и художники. Давайте послушаем произведение об осени.
Как мы слушаем музыку? (Молча, тихо)
Да, для музыки нужна тишина. Слушайте внимательно. Какие чувства передает музыка? О чём она рассказывает?
Слушание.
Какие чувства передает музыка? (грусти, немного тоски.) это грустное произведение, которое называется «Октябрь», сочинил Петр Ильич Чайковский – известный русский композитор. Однажды ему пришла идея сочинить небольшие музыкальные произведения о каждом месяце. Такие маленькие произведения называются «миниатюра». А соединив эти миниатюры в одно большое произведение, Петр Ильич Чайковский дал им одно общее название «Времена года».
О чём рассказывает музыка? О какой осени? (о поздней осени. Можно услышать шум ветра, звуки капелек дождя.). Как рассказывает музыка? (Анализ выразительных средств музыки и их роль в создании музыкального образа. Музыка тихая, темп спокойный, звуки в среднем и низком регистре).
Ребята, второе дерево стоит- это поздняя осень. Какая музыка звучала? (грустная, печальна, а листья какие выберем для него? (выбирают серые цвета).
Вы уловили настроение этого произведения!
Посмотрите на эти иллюстрации. Что здесь изображено (осень). Правильно, осенний пейзаж. А как вы думаете, какая иллюстрация точнее выражает настроение произведения? Настроение поздней осени. (детям нужно выбрать иллюстрацию с изображением поздней осени и объяснить свой выбор.
Обобщение высказываний: поздняя осень грустная и тоскливая, потому что деревья почти голые, без листвы, всё время пасмурно и идёт дождь.)
Вы, верно, почувствовали настроение музыки и смогли подобрать подходящую иллюстрацию. Обратите внимание, какие тона преобладают в картине (серые, темные, коричневые). Давайте покажем свое настроение в такую погоду. (Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики).
Эта картина и это произведение рассказывают о другой осени- тоскливой и унылой, поздней осени Поэты и писатели свое отношение к осени выражают через слово, художники – цветом. Композиторы с помощью звуков передают характер осени и свое отношение к ней.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца. А. Плещеев.
В нашем осеннем саду стоит яблоня, но яблочки на ней непростые, у каждого яблока свой характер и его мы можем узнать с помощью музыки. Слушайте внимательно, о каком яблоке нам сейчас музыка будет рассказывать.
(музМДИ «Яблонька». Прослушивая фрагменты музыкальных произведений, дети передают мимикой настроение, характер музыки и угадывая тем самым яблоки)
Если настроение музыки называем
Какое яблоко упадет, узнаем.
1Настроение спокойное, мечтательное, нежное ласковое, беззаботное легкое
2 Злобное сердитое, грозное мрачное злое
3 Веселое смешное солнечное бодрое игривое шаловливое легкое шутливое забавное счастливое
4 Печальное грустное хмурое
Молодцы, все яблочки угадали, вот от яблоньки- сюрприз. Полянка с музыкальными инструментами. Выбирайте любой, сыграем песенку «Дождик».
Кап-кап- тук-тук-тук.
По стеклу раздался стук.
Кап-кап дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
Кап-кап кап-кап-кап
У дождя веселый нрав.
Песенку проигрывают и поют acapella.
(дети садятся)
Очень красивая осень, золотая, яркая, пестрая. Давайте сядем поудобнее и проговорим
Шу-шу-шу- шу- шу-шу
Как я листьями шуршу
Ша-ша-ша-ша-ша-ша
Осень ходит не спеша. - (развитие артикуляционного аппарата).
П/Г. «Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Экспресс-разучивание песни «Осень милая шурши».(муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) с использованием мнемотехники. (по картинкам, сидя, потом стоя)
Песня «Осень милая шурши».
Ребята, нам пора возвращаться, пойдемте на нашу лесную полянку, возьмем листья и они перенесут нас обратно в детский сад.
Танец «Листопад». Муз. «Осенний вальс» Шопен
Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему саду. Помогла ли вам музыка узнать, какая бывает осень? В музыке мы услышали и представили разную осень. (ранняя и поздняя) Понравилось вам наше путешествие? Щедрая осень дарит вам свой листопад. (в коробочке приготовлены разноцветные листья).
Занятие окончено, до свидания