Татьяна Гордейко
Консультация «Нетрадиционные изобразительные техники»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Очень важна организация условий, средств, благотворно влияющих на развитие творчества.
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Поэтому развитию творчества уделяется много внимания во всех видах деятельности дошкольника.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные изобразительные техники“» размещена в разделах
Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятелъностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознано их использовать.
Еще Аристотель писал: «Занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».
Руководство изодеятелъностью требует от педагога знания того» что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умение тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых — Г. В. Латунской, П. П. Пидкасистого, ИЛ Лейнера, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной -позволяет сформулировать его определение.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста подразумевается создание субъективного нового (значимого для ребенка) продукта
рисунок, лепка, аппликация, танец, песня, создание (придумывание) к известному ранее не использованных деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление инициативы во всем.
Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его изображения.
Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного (бросового материала) и нестандартных изотехнологий.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы, как крашеный опилки, пенопласт, чай, кофе, яичная скорлупа, сухие листья, ветки, цветы и т. д.
И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ним работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Виды нетрадиционных изобразительных техник
Пальцевая живопись
Техника пальцевой живописи доступна детям, начиная со среднего возраста. Тематика обучения должна соответствовать возрастным возможностям детей и усложняться за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, ребром ладони, всей ладонью.
Примерные темы: «Подводные обитатели», «Ежики»
Восковая графика
Закрепляются технические навыки создания воскового рисунка, полученные в предыдущих группах. Совершенствуется зрительный контроль за процессом создания изображения.
Примерная тематика: «Космос», «Снег идет», «Весна, весна на улице».
Кляксографш
Поощряется способность «увидеть» в одном и том же пятне несколько разных предметов (объектов). Надо учить детей самостоятельно готовить пятна-кляксы (друг для друга).
Примерная тематика: «Кляксы - наши друзья», «Волшебные кляксы», «Чудесные картинки».
Монотипия (получение изображения переводом его с одной поверхности на другую, оттиск изображения)
Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка.
С учетом всех сложностей создания изображения при помощи монотипии рекомендуется:
- на начальном этапе обучения - использовать прием сотворчества со
взрослым;
- ребенок должен получать лист бумаги с готовой линией сгиба;
- обучение техники монотипии лучше всего организовать с подгруппой детей.
Примерные темы: «Осенний пейзаж», «Дорисуй предмет».
Ниткография
Сложность этой техники заключается в том, что она требует точной последовательности, аккуратности в работе. Эту изобразительную технику можно считать разновидностью монотипии. Но специфика создания рисунка позволяет определить ниткографию как отдельный способ изображения. Обычно одно- или многоцветное изображение похоже на какой-либо объект (птица, дерево, пейзаж). Нужно помочь детям увидеть это сходство.
Примерная тематика: «Вологодские кружева», «Морозные узоры».