Наталья Пухова
Конспект НОД с детьми средней группы «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная:
- расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;
- развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
Публикация «Конспект НОД с детьми средней группы „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;
- формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помочь Каркуше.
Предварительная работа:
- игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»;
- чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким;
- изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой, трубочки по количеству детей; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); два подноса; сундучок Каркуши; игрушка Каркуша; кораблики с бумажными парусами; сосуд - «море для корабликов»; веера; чеснок; воздушные шары по количеству детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! (Стук в дверь) Ой, кто это стучит? Кто там?
(Влетает Каркуша.)
Каркуша: Здравствуйте ребята, я Каркуша. Я пролетала мимо и решила залететь к вам в гости. А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Каркуша: О воздухе? Мне постоянно говорят, что я летаю по воздуху. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.
Дети подходят к лаборатории.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим!
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
Каркуша: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, Каркуша! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он всегда вокруг нас!
Каркуша: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Каркуше, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да!
Опыт 1
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст!
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? (маленький) Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Каркуша! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его!
Каркуша: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видела, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видела у детей спасательные круги и жилеты!
Воспитатель: Конечно, Каркуша! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!
Каркуша: Ребята, а помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?». Дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают их на два подноса.
Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!
Опыт 2
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Каркуше! Теперь ты знаешь, Каркуша, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, но будь осторожна, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Каркуша: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 3.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки!
Воспитатель: А это значит, что воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.
Каркуша: Понятно! Но как он к вам попадает!
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?
Дети: Через нос и рот.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Каркуше, как дышат наши носики. (Дышат)
Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Дети: Нет.
Опыт 4
Игра «Кораблики».
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. Подходите сюда. Что мы будем делать? Пускать кораблики на воду. А чтобы они поплыли, мы осторожно на них подуем и сделаем ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
А если не дуть, как еще можно сделать ветер!
Опыт 5
Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 6
Воспитатель: Вот вы сейчас закройте глазки, а я подую на вас. Чем пахнет?
Каркуша: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Что ты, Каркуша! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Садитесь ребятки на стульчики. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.
Каркуша: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- Что воздух бесцветный, мы его не видим.
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
- Что воздух легче воды.
- Без воздуха ничто живое не может жить.
- А еще я наконец-то узнала, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Каркуша, куда ты исчезла?
Каркуша: Я тут (дует). Я надувала воздухом шарики. И хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Полечу, расскажу друзьям все, что узнала сегодня. До свидания. (Улетает)
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.