МААМ-картинки

НОД в средней группе для детей с ОНР «Вот, какая ты, матрёшка»

Оксана Юсупова
НОД в средней группе для детей с ОНР «Вот, какая ты, матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В.

Цель: формирование у детей интереса к народному творчеству посредством ознакомления с русской народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Активизировать интерес детей к народному творчеству и прикладному искусству;

-Актуализировать знания детей о русских народных игрушках;

Публикация «НОД в средней группе для детей с ОНР „Вот, какая ты, матрёшка“» размещена в разделах

- Совершенствовать грамматический строй речи (использование разных типов предложений; образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах; образование сравнительной степени прилагательных; употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами; согласование прилагательных с существительными и числительных с существительными);

- Стимулировать речевую активность детей;

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей.

Коррекционно-развивающие:

- Способствовать формированию у детей интереса, эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с матрёшкой;

- Создать условия для развития у детей коммуникативных умений и навыков, интеллектуальных способностей, связной речи, наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, наблюдательности, творческого воображения;

- Содействовать укреплению у детей общей и мелкой моторики, развитию зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

- Создать условия для вступления детей в диалог со взрослыми и сверстниками, при желании поделиться своими мыслями и чувствами;

- Мотивировать детей к рассуждениям;

Коррекционно - воспитательные:

-Мотивировать детей к проявлению у них навыков сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и инициативности;

- Создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

- Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: макет берёзки, плоскостная фигурка русской красавицы, сундучок, игрушка-матрёшка, плоскостные фигурки бумажных матрёшек по количеству детей, гуашь, кисточки, ватные палочки, вода, мультимедийное оборудование, иллюстрации с матрёшками.

Ход занятия:

Организационный момент: Дети заходят в группу и видят макет берёзки, рядом с которой стоит русская красавица в красном сарафане и держит в руках сундучок.

- Посмотрите, у нас сегодня в гостях русская красавица. Она принесла с собой сундучок. Хотите узнать, что там? Тогда отгадайте её загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир. (матрёшка)

- Матрёшка, правильно! (воспитатель достаёт из сундучка матрёшку и рассматривает вместе с детьми) А как вы думаете, что такое матрёшка? (ответы детей). Верно, матрёшка – это игрушка.

- Посмотрите на матрёшку, потрогайте, погладьте, проведите пальчиками по бокам и подберите как можно больше слов: матрёшка какая? (Матрёшка красивая, нарядная, яркая, овальная, разноцветная, румяная, гладкая, деревянная, весёлая….). Рассматривая матрёшку, воспитатель обращает внимание на соединение её деталей и обращается к детям:

- Как вы думаете, что это? (рассуждения детей). Ну раз вы догадались, что матрёшку можно открыть, то давайте посмотрим, что у неё внутри.

Воспитатель, читая стихотворение, начинает раскрывать матрёшку:

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!

- Была одна матрёшка, а сколько стало? (Стало много матрёшек.) Давайте ещё раз сосчитаем матрёшек: одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрёшек. Сколько всего матрёшек? (пять матрёшек). А сколько матрёшек поместилось в одной большой матрёшке? (ответы детей – четыре матрёшки). А матрёшки одинаковые? Как вы догадались? (рассуждения детей). Правильно вы сказали, что матрёшки разные и по размеру и по цвету.

Задание 1:

Выстрой их скорей по росту и пересчитай.

Забавляйся, сколько хочешь, только не теряй! (дети расставляют матрёшек и произносят: эта матрёшка самая большая, эта поменьше, эта ещё меньше, это ещё меньше, а это самая маленькая). Молодцы!

Я, матрёшка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрёшка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щёки, словно розы!

- Как вы думаете, для чего сделали матрёшку? (Играть) Правильно, матрёшка – это игрушка. Давайте и мы с вами поиграем в игру.

Задание 2:

«Собери матрёшку» (дети собирают разрезную картинку)

А хотите узнать, как матрёшка появилась у нас? (рассказ воспитателя с показом презентации).

История матрёшки началась в Японии. Оттуда привезли первую разъемную куколку – деревянную фигурку японского мудреца Фукурума с большой головой. Игрушку можно было раскрыть, а внутри находилась такая же, но поменьше, и т. д. Очень весёлая, позитивная и забавная поделка из дерева. Нашим мастерам она очень понравилась.

Считается, что первая матрёшка была изготовлена токарем-игрушечником Василием Звездочкиным. Он выточил деревянную фигурку по просьбе художника Сергея Малютина, который придумал ей одежду – сарафанчик и косынку и нарисовал ей красивое личико. Та первая русская кукла - была крестьянская девчушка, держала в руках черного петуха и была 8-местной. За девочкой прятался мальчик, потом опять девочка. Восьмой фигуркой был крошечный спеленатый младенчик.

И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

- А как будет звучать ласковое имя Матрёны?

- Матрёнушка, Матрёшечка.

Имя Матрёша выбрали неспроста. Оно близко к слову «мать», «матерь» и ассоциируется с многочисленным семейством.

Сначала матрёшек делали только в московских мастерских. А через несколько лет куклу уже считали популярной народной поделкой из России и все забыли, что по происхождению расписная игрушка – японская.

Матрёшка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (воспитатель рассматривает матрёшку с детьми)

- Что у неё на голове? (На голове у матрёшки платочек (косынка) Какого цвета платок?

- На туловище? (На туловище у матрёшки сарафан).

- Чем украшен сарафан? (Сарафан украшен цветами, листочками, ягодами, травой).

- Иногда на сарафан был надет фартук, он тоже украшен или цветами, или узорами.

Задание 3:

Посмотрите сколько на картине матрёшек! А вы сможете найти двух одинаковых матрёшек? (дети выполняют задание)

А как вы думаете? Легко сделать матрёшку? (ответы детей) Что для этого понадобится? (на слайдах демонстрируются этапы работы по изготовлению матрёшки)

Вот так делают матрёшек мастера и художники.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? (ответы детей: бережно, аккуратно) - А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу - Матрёшку. (Воспитатель помогает детям занять места за столами для творчества, на которых заранее приготовлены: акриловые краски, кисти, деревянные заготовки матрёшек или гуашь, шаблоны бумажной плоскостной матрёшки на каждого ребёнка, кисточки, ватные палочки).

Какие красивые у вас получились матрёшки!

Русская красавица

И повсюду славится.

У матрёшки говорят —

Самый лучший наряд.

Мы сделаем из них настоящую выставку и пригласим детей из других групп. Как вы думаете, понравятся гостям ваши матрёшки? Почему? (рассуждения детей – потому что они красивые, нарядные, весёлые, яркие).

- Как славно мы поиграли с матрёшками, и они решили у нас остаться погостить. Давайте найдём им место, где им понравится. (дети размещают матрёшек в игровом уголке и говорят: Я посажу матрёшку на стул. Я положу матрёшку в корзинку. Я поставлю матрёшку под стул. Я поставлю матрёшку на полку. Я поставлю матрёшку в шкаф.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Занятие по пластилинографии «Русская Матрёшка»  в средней группеЗанятие по пластилинографии «Русская Матрёшка»  в средней группе "Русская Матрёшка" (пластилинография) Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах и народных играх; познакомить детей.

Дидактическая логопедическая игра «Дружба, или Какая картинка «дружит» с буквой?» для детей средней группыДидактическая логопедическая игра «Дружба, или Какая картинка «дружит» с буквой?» для детей средней группы Предлагаю вашему вниманию игру, которую я изготовила из картонных деталей, оставшихся от коробок для капкейков. Они белого цвета и интересной.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ах, какая Масленица»Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ах, какая Масленица» Занятие по аппликации в средней группе"Смешарики": "Ах, какая Масленица!" Воспитатель: Шаморкина Г. В МБДОУ "Детский сад 53 Солнышко" г. Миасс.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская матрёшка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Русская матрёшка». Цель: воспитывать интерес к народному.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия по лепке «Матрёшка» в средней группе Программное содержание. Познакомить с русской народной игрушкой - матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом,.

Сценарий утренника в средней группе детей с ОВЗ «Матрёшка в гостях у малышей»Сценарий утренника в средней группе детей с ОВЗ «Матрёшка в гостях у малышей» «Матрешка в гостях у малышей»(Дети входят в зал под музыку и встают полукругом) Ведущая: Вот опять наступила весна, Снова праздник она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе для детей с ОНР «Вот, какая ты, матрёшка»
Опубликовано: 30 августа 2022 в 16:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в средней группе для детей с ОНР «Вот, какая ты, матрёшка»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юсупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД