Оксана Юсупова
НОД в средней группе для детей с ОНР «Вот, какая ты, матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В.
Цель: формирование у детей интереса к народному творчеству посредством ознакомления с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать интерес детей к народному творчеству и прикладному искусству;
-Актуализировать знания детей о русских народных игрушках;
Публикация «НОД в средней группе для детей с ОНР „Вот, какая ты, матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Средняя группа
- Темочки
- Совершенствовать грамматический строй речи (использование разных типов предложений; образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах; образование сравнительной степени прилагательных; употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами; согласование прилагательных с существительными и числительных с существительными);
- Стимулировать речевую активность детей;
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать формированию у детей интереса, эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с матрёшкой;
- Создать условия для развития у детей коммуникативных умений и навыков, интеллектуальных способностей, связной речи, наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, наблюдательности, творческого воображения;
- Содействовать укреплению у детей общей и мелкой моторики, развитию зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;
- Создать условия для вступления детей в диалог со взрослыми и сверстниками, при желании поделиться своими мыслями и чувствами;
- Мотивировать детей к рассуждениям;
Коррекционно - воспитательные:
-Мотивировать детей к проявлению у них навыков сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности и инициативности;
- Создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование: макет берёзки, плоскостная фигурка русской красавицы, сундучок, игрушка-матрёшка, плоскостные фигурки бумажных матрёшек по количеству детей, гуашь, кисточки, ватные палочки, вода, мультимедийное оборудование, иллюстрации с матрёшками.
Ход занятия:
Организационный момент: Дети заходят в группу и видят макет берёзки, рядом с которой стоит русская красавица в красном сарафане и держит в руках сундучок.
- Посмотрите, у нас сегодня в гостях русская красавица. Она принесла с собой сундучок. Хотите узнать, что там? Тогда отгадайте её загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир. (матрёшка)
- Матрёшка, правильно! (воспитатель достаёт из сундучка матрёшку и рассматривает вместе с детьми) А как вы думаете, что такое матрёшка? (ответы детей). Верно, матрёшка – это игрушка.
- Посмотрите на матрёшку, потрогайте, погладьте, проведите пальчиками по бокам и подберите как можно больше слов: матрёшка какая? (Матрёшка красивая, нарядная, яркая, овальная, разноцветная, румяная, гладкая, деревянная, весёлая….). Рассматривая матрёшку, воспитатель обращает внимание на соединение её деталей и обращается к детям:
- Как вы думаете, что это? (рассуждения детей). Ну раз вы догадались, что матрёшку можно открыть, то давайте посмотрим, что у неё внутри.
Воспитатель, читая стихотворение, начинает раскрывать матрёшку:
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!
- Была одна матрёшка, а сколько стало? (Стало много матрёшек.) Давайте ещё раз сосчитаем матрёшек: одна матрёшка, две матрёшки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрёшек. Сколько всего матрёшек? (пять матрёшек). А сколько матрёшек поместилось в одной большой матрёшке? (ответы детей – четыре матрёшки). А матрёшки одинаковые? Как вы догадались? (рассуждения детей). Правильно вы сказали, что матрёшки разные и по размеру и по цвету.
Задание 1:
Выстрой их скорей по росту и пересчитай.
Забавляйся, сколько хочешь, только не теряй! (дети расставляют матрёшек и произносят: эта матрёшка самая большая, эта поменьше, эта ещё меньше, это ещё меньше, а это самая маленькая). Молодцы!
Я, матрёшка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрёшка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щёки, словно розы!
- Как вы думаете, для чего сделали матрёшку? (Играть) Правильно, матрёшка – это игрушка. Давайте и мы с вами поиграем в игру.
Задание 2:
«Собери матрёшку» (дети собирают разрезную картинку)
А хотите узнать, как матрёшка появилась у нас? (рассказ воспитателя с показом презентации).
История матрёшки началась в Японии. Оттуда привезли первую разъемную куколку – деревянную фигурку японского мудреца Фукурума с большой головой. Игрушку можно было раскрыть, а внутри находилась такая же, но поменьше, и т. д. Очень весёлая, позитивная и забавная поделка из дерева. Нашим мастерам она очень понравилась.
Считается, что первая матрёшка была изготовлена токарем-игрушечником Василием Звездочкиным. Он выточил деревянную фигурку по просьбе художника Сергея Малютина, который придумал ей одежду – сарафанчик и косынку и нарисовал ей красивое личико. Та первая русская кукла - была крестьянская девчушка, держала в руках черного петуха и была 8-местной. За девочкой прятался мальчик, потом опять девочка. Восьмой фигуркой был крошечный спеленатый младенчик.
И назвали её старинным русским именем – Матрёной.
- А как будет звучать ласковое имя Матрёны?
- Матрёнушка, Матрёшечка.
Имя Матрёша выбрали неспроста. Оно близко к слову «мать», «матерь» и ассоциируется с многочисленным семейством.
Сначала матрёшек делали только в московских мастерских. А через несколько лет куклу уже считали популярной народной поделкой из России и все забыли, что по происхождению расписная игрушка – японская.
Матрёшка - уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (воспитатель рассматривает матрёшку с детьми)
- Что у неё на голове? (На голове у матрёшки платочек (косынка) Какого цвета платок?
- На туловище? (На туловище у матрёшки сарафан).
- Чем украшен сарафан? (Сарафан украшен цветами, листочками, ягодами, травой).
- Иногда на сарафан был надет фартук, он тоже украшен или цветами, или узорами.
Задание 3:
Посмотрите сколько на картине матрёшек! А вы сможете найти двух одинаковых матрёшек? (дети выполняют задание)
А как вы думаете? Легко сделать матрёшку? (ответы детей) Что для этого понадобится? (на слайдах демонстрируются этапы работы по изготовлению матрёшки)
Вот так делают матрёшек мастера и художники.
А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? (ответы детей: бережно, аккуратно) - А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу - Матрёшку. (Воспитатель помогает детям занять места за столами для творчества, на которых заранее приготовлены: акриловые краски, кисти, деревянные заготовки матрёшек или гуашь, шаблоны бумажной плоскостной матрёшки на каждого ребёнка, кисточки, ватные палочки).
Какие красивые у вас получились матрёшки!
Русская красавица
И повсюду славится.
У матрёшки говорят —
Самый лучший наряд.
Мы сделаем из них настоящую выставку и пригласим детей из других групп. Как вы думаете, понравятся гостям ваши матрёшки? Почему? (рассуждения детей – потому что они красивые, нарядные, весёлые, яркие).
- Как славно мы поиграли с матрёшками, и они решили у нас остаться погостить. Давайте найдём им место, где им понравится. (дети размещают матрёшек в игровом уголке и говорят: Я посажу матрёшку на стул. Я положу матрёшку в корзинку. Я поставлю матрёшку под стул. Я поставлю матрёшку на полку. Я поставлю матрёшку в шкаф.)