инна кевбрина
НОД в подготовительной к школе группе «Снежные тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему :
«снежные тайны»
Подготовила :
Воспитатель
Кевбрина И. С
2016
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Публикация «НОД в подготовительной к школе группе „Снежные тайны“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Основная образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
физическая культура, музыка
Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега и льда.
Интегративные задачи
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Оборудование и материалы:
емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, ноутбук; проектор; экран для проецирования; слайды с изображениями снежинок, зимних забав; посылка, снеговички-фишки, по две снежинки на каждого ребенка, магнитофон.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года. Дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот таких веселых снеговиков.
Звучит песня «Кабы не было зимы.» из мультфильма «Зима в Простоквашино» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Воспитатель. О каком времени года поется в песне? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.
Ребята, мы с вами живем в Поволжье. Снега у нас в районе выпадает много. Зима у нас холодная, морозная.
А вы любите зиму? За что вы любите зиму? Вам помогут картинки с изображениями зимних забав. (Ответы детей.)
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Подумайте, каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? (Ответы детей.) Что такое снег? (Это много снежинок.) Вот как они выглядят. (Показывает изображения снежинок.)
Опыт №1. «Какие свойства?»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Проблема: «Какие свойства?»
Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Что такое снежинки, откуда они берутся? (Подвести детей к ответу, что снег — это замерзшая вода.) Даже в загадке говорится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)
Физкультминутка
Воспитатель. Давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернись и в снежинку превратись! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Мы пушистые снежинки
Мы волшебные пушинки
Приодели белый свет,
Набросали белый плед!
Мы друг с другом подружились,
В белом танце покружились.
И на землю тихо-тихо
Опустились и притихли.
(Дети выполняют задания под музыку.)
Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь. (Раздается стук в дверь.) Кто-то стучится. Входите.
Снеговик. Здравствуйте!
Торопился к вам, друзья,
Принес посылку я.
Воспитатель. Спасибо! Интересно, от кого? От Деда Мороза. Спасибо, Снеговик, за посылку. Оставайся с нами.
Снеговик. А вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле? (Ответы детей.)
Воспитатель. Тогда приходи к нам в гости. Когда мы будем гулять на улице.
Что же в посылке? (Открывает.) Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадку.
Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий — красота!
Он поможет человеку
Обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой
Поскорей надеть коньки.
(Лед)
Воспитатель достает кусочек льда и показывает детям.
Воспитатель. Что такое лед? (Замерзшая вода.) Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять превратился в воду? (Нагреть.)
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Молодцы! А сейчас поиграем:
Дидактическая игра «Где, чей след?»
Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему миру и поисковой деятельности.
Все справились. Молодцы!
Опыт № 1: «Определение качеств снега и льда»
Воспитатель. У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки — они сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Холодный, твердый, тяжелый.) Возьмите в руки снег — какой он? (Ответы детей.)
Вывод: снег и лед одинаково холодные, но снег легкий, мягкий, а лед тяжелый, твердый.
Опыт № 2: «Определение прозрачности»
Воспитатель. Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет. (Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный.)
Опыт № 3: «Воздействие температуры»
Воспитатель. Вы утверждаете, что лед и снег — это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик — снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки. Теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идем» по столу указательным и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки.
Воспитатель. Теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Воду.)
Что можно сказать про лед? (Лед тает в тепле, превращаясь в воду.) А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед — это замерзшая вода.
Заключительная часть
Вопросы к детям
— Ребята, что вы сегодня делали? Что нового узнали?
— Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?
— В какую погоду снег легкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
(В морозную.)
— В какую погоду снег липкий, тяжелый, влажный, сырой?
(Во время оттепели.)
— Что еще вы узнали?
Снег мягкий, а лед. (твердый).
Снег белый, а лед. (прозрачный).
Снег легкий, а лед. (тяжелый).
Чей ответ из ребят вам больше всего понравился? За что понравился?
Как вы думаете, я могу сегодня вас похвалить?
А теперь поднимите все правую руку, положите себе на голову и похвалите себя.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо!