Оксана Григорьева
НОД в подготовительной группе по дополнительному образованию «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.
Задачи:
Образовательные :
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Методы и приемы:
- беседа;
Публикация «НОД в подготовительной группе по дополнительному образованию „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Темочки
-наблюдение;
-экспериментально-опытный;
-иллюстративный;
-совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.
Оборудование и материалы:
Песок, закрытый салфеткой, вода, таз, графин с водой и полотенце, губка, воронка, одноразовая посуда, лупы, проектор и экран, презентация «Волшебный песок», ложки мерные по количеству детей, вода с примесью глины, красивая ёмкость, мел, белые халаты для детей и взрослого, листы бумаги, стол с песком.
Длительность: 30 мин
Ход занятия:
Я: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!
Слайд №1
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждет нас опыт и игра.
Ребята, я предлагаю стать вам исследователями, мы вместе будем проводить опыты и эксперименты. А вот ЧТО мы будем исследовать, вам нужно будет угадать! Посмотрите, в этом загадочном ведёрке есть то, что нам нужно для занятия.
Дети по очереди засовывают руку под салфетку и на ощупь угадывают, что в ёмкости лежит. Педагог поднимает салфетку.
Я: Ребята! Что же лежит в этом чудесном ведёрке?
Дети: песок
Я: Правильно! Это песок! Ребята! Где в природе можно встретить песок?
Слайд №2 и №3
Дети: на речке, в песочнице, в лесу.
Я: Как вы думаете, песок – это живая или неживая природа?
Дети: неживая
Я: Почему вы так думаете?
Дети: неживая, потому что песок не растет, не дышит, не питается, не размножается
Я: Ребята, а вы знаете откуда берётся песок?
Правильно, песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Назовите мне места, где очень много песка?
Слайд №4 и №5
Дети: пустыни, морские берега и пляжи.
Я: Да, вы правы. Как вы думаете, почему в таких местах очень мало растений?
Дети: песок не задерживает воду.
Я: Да, почва в пустыне состоит в основном из песка, песок не способен удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Поэтому вы не увидите много растений ни на пляже, ни в пустыне. Вы знаете, ребята, что делают из песка? Зачем он нужен?
Слайд №6
Дети: наждачную бумагу, стекло, раствор, используют в медицине.
Я: Да, ребята, песок создан природой. А если к песку добавить цемент и воду, получится раствор. Он идет на закладку фундаментов домов, им скрепляют кирпичи между собой. А что из песка делают ребятки в детском саду?
Дети: строят замки, лепят куличики
Слайд №7
Я: Я приглашаю вас в нашу лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными и немножко волшебниками.
Слайд №8
Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с песком.
1. После исследования песка руками необходимо пользоваться салфетками.
2. Нельзя при работе трогать лицо руками, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос
3. Нужно быть осторожными при работе со стеклянными предметами.
4. После работы вымыть руки с мылом.
Дети и воспитатель надевают халаты для экспериментальной деятельности.
Я: Вот вы и стали учёными, можем начинать.
Опыт 1.
Я: Возьмите ложку, насыпьте немного песка в тарелку. Легко ли сыплется песок? Если песок сыплется, значит он какой? (сыпучий)
Возьмем лупу. Внимательно рассмотрим песок. Какие у песка особенности? Скреплены ли отдельные песчинки между собой?
Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой и поэтому рассыпаются.
Я: Какого цвета песчинки?
Дети: светлые и тёмные.
Я: Одинаковые ли они по размеру?
Дети: есть крупные, есть мелкие.
Я: Давайте аккуратно понюхаем песок.
Дети: нет запаха
Я: Правильно, сухой песок не имеет запаха
Давайте сделаем вывод
Дети: песок – сыпучее вещество, отдельные крупинки не сцеплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.
Опыт 2
Я: Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Представим, что прошел дождик, в одну из баночек попала вода. Налейте в одну из баночек немного воды. Каким стал песок?
Дети: влажным, мокрым
Я: А куда исчезла вода? Не знаете?
Дети: впиталась в песок.
Я: Да, вода забралась в песок и уютно устроилась между песчинками.
Возьмите в руку ёмкость с сухим песком, а в другую руку – с сырым. Что тяжелее? Почему? (предположения детей)
В сухом песке среди песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – тяжёлая вода! Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и положите на тарелку. Возьмем лупу. Рассмотрим сырой песок. Чем он отличается от сухого песка?
Дети: песчинки прилипли друг к другу.
Я: Правильно, а теперь попробуйте пересыпать песок обратно в ёмкость. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он принимает любую нужную нам форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что воздух между песчинками исчез, мокрые грани песчинок слиплись и держат друг друга. Слепите «куличики».
Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах. А теперь попробуем сделать вывод.
Дети: мокрый песок не сыплется, он лепится, отдельные песчинки сцеплены между собой, имеет специфический запах.
Я: Молодцы. А теперь давайте моем руки и продолжим.
Гимнастика для глаз.
Раз-налево, два-направо,
Три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
И зажмурим добела.
Видеть скоро будем лучше
Даже горного орла!
В-ль: ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду, если её много?
Опыт 3
Я: Вложим кусочек губки в горлышко воронки. Насыпаем туда песок. Под горлышком разместим ёмкость для сбора воды. Наливаем в бутылку воду. Что произошло?
Дети: вода выходит, а остаётся только мокрый песок.
Я: Какой можно сделать вывод?
Дети: вода пропускает воду.
Опыт 4
Я: Про песок говорят, что он – природный фильтр, с его помощью можно очистить воду. Вы верите? А давайте лучше проверим!
Берём воронку
, в горлышко вкладываем губку, кладём немного песка. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь глины).
Наливаем часть воды в воронку с песком и ждём, пока она просочится в песок. Льем дальше! Сравниваем воду. Вода прошла через фильтр и очистилась! Вот таким образом очищали воду наши прапрабабушки. Сделаем вывод!
Дети: песок - это природный фильтр! Он очищает воду, а вредные примеси задерживает!
Я: из песка можно не только лепить, песком можно рисовать. Попробуйте нарисовать солнышко, водя пальчиком по песку! Здорово! Молодцы!
А теперь давайте побудем с вами волшебниками!
Какого цвета песок? Как сделать его разноцветным?
Сейчас мы с вами попробуем сделать радугу из цветного мела и песка.
Опыт 5
Я: Возьмите мел определённого цвета и аккуратно смешиваем его с песком на чистом листе бумаги. Старайтесь, посильнее нажимайте на песок, он ведь не живой, ему не больно. (Пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя его слоями песка разного цвета. Пересыпать песок в ёмкость нужно под углом, переворачивая сосуд. Закрутим крышку.)
Вот какая получилась у нас радуга в бутылке.
Рефлексия
Я: Молодцы! Понравилось вам экспериментировать с песком? Что вы узнали интересного? Что понравилось больше всего?
А на следующем занятии мы с вами узнаем особенности жизни животных и растений в условиях пустыни.