Анна Провоторова
НОД в подготовительной группе «Мы родом из Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.
Задачи:
Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: здорово ночевали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Мы родом из Донского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Ход занятия:
Давайте поприветствуем наших гостей по-казачьи.
Здорово ночевали! (Слава богу)
Воспитатель:
Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы. Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)
-Это не просто земля – это наша родная земля. «Своя земля и в горсти мила»
-А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)
- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон) - Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали?
(Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).
- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)
- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Я предлагаю вам найти флаг Ростовской области.
Игра «Найди флаг»
Воспитатель:
- Что означают цвета на флаге?
Все:«Сверху – неба синева
Середина – цвет пшеницы
Вместе с рожью колосится
Самый нижний – красный цвет
Цвет сражений и побед!»
- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки)
-Что означает слово «казаки»? (вольные)
-А кто командовал казаками? (атаман, которого они сами избирали на кругу, на главной площади станицы – майдане на 1 год.)
- А как называли свой дом казаки? (курень)
- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)
Воспитатель: В доме было много разных предметов, которые нужны были для ведения домашнего хозяйства. Вы все знакомы с названием предметов казачьего быта? А вот теперь я хочу проверить, как вы запомнили названье домашней утвари казаков. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы их отгадывать и показывать карточки, которые я вам раздам.
Загадки:
1. Возле печи не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват)
2. Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля, а… (чугунок)
3. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.
Пока братцы купаются, кривой на берегу валяется (вёдра, коромысло)
4. Лохматый казак, посередине ушак.
По двору ходит, порядок наводит (веник)
5. Летала пташка промеж рта и чашки (ложка)
6. Не казак, а с усами.
На 4-х ногах, а не конь.
Песни распевает каждые его знает (котёнок)
7. Что на сковородку наливают, да вчетверо сворачивают (блины)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали. А знаете, что у казаков мебель была проста, особенно ценился сундук, объёмный солидный, с откидной крышкой. А что обычно хранится в сундуке у казаков?
Дети: Обычно в сундуке у казаков хранится одежда.
Воспитатель:
В хате здесь сундук стоит.
Что же он в себе таит?
Его так просто не открыть.
Нужно ласково попросить.
Дети: Сундучок наш сундучок, приоткрой нам свой бочок! (воспитатель открывает сундук).
Воспитатель: Смотрите, ребята здесь старинная казачья одежда. Шилась она вручную. А ещё одежда была простой и удобной для того, чтобы казаку было легче садиться на коня (показ). У казаков на штанах вшивалась красная окантовка (лампасы). Казачки носили кофточки с баской. Они имели длинные рукава. Для пышности костюма носили нижние юбки.
Воспитатель: Настоящий казак должен быть сильным, смелым, ловким. Все эти качества он воспитывал с детства. Невозможно представить казака без коня, который является ему другом.
- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)
Воспитатель: Конь нередко спасал жизнь казаку. Если хозяин погибал, конь не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?
Дети:
1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.
2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.
3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.
4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.
Воспитатель: И мы сейчас проверим, как наши казачата умеют держаться в седле и ездить верхом. Садитесь на коня. Становитесь в круг. В середине я положу платок. Вы должны под музыку скакать по кругу. И когда музыка оборвётся, схватить платочек. Кто сделает это первым, тот самый ловкий и быстрый.
Игра «На коне»
Воспитатель: Молодцы казачата, не подвели! А на Дону казаки игривые, а казачки говорливые. И сейчас я предлагаю сыграть нашим девочкам в очень интересную игру. Девочки, вы идёте под музыку по кругу. Музыка останавливается, и вы останавливаетесь тоже. Я набрасываю рушник кому-нибудь на плечи. На ком рушник, тот говорит: «Слово ты мне говори». Я буду называть слово по- казачьи, а вы мне его по – русски. Если ответ правильный, то все громко мы кричим какое слово?
Дети: «Любо!»
Игра «Забытые слова»
Слова: Атаман -командир; рушник -полотенце; курень- дом; балахон-платье; нагайка -плётка; здорово дневали – здравствуйте; хворать-болеть; цибарка – ведро; чувяки – тапочки; кочет – петух; вечерить – ужинать; бирюк – волк; отец – батя; говорить – гутарить; ведмедь – медведь горница – комната; плетень – забор;
Входит казак
Казак: Здорово дневали, земляки!
Все: Слава Богу!
Казак: Прослышал я, что здесь о казаках гутарять. А вы знаете кто такие казаки?
Ребё нок 1: Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди.
Ребё нок 2: Они любят свою Родину и готовые ее защищать.
Ребё нок 3: Главным украшением казака считалось оружие: шашка, копьё, нагайка.
Казак: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о нагайке написал такие слова:
Был и я среди донцов,
Гнал и я османов шайку;
В память битвы и шатров
Я домой привез нагайку.
В старину обычно говорили: «Нагайкой владеешь - силу имеешь». У казаков есть такое современное слово «фланкировка»- это когда отрабатывают сложные движения, вращая нагайку. И сейчас я вам покажу несколько элементов фланкировки.
Показ презентации Фланкировка
Воспитатель: А наши казачата тоже ловкие, а ещё они умеют и песни распевать. А ну ребята, порадуем нашего гостя-казака!
Песня «Эх, казачата»
Казак: Любо, казачата, любо! В казачьей семье очень строго соблюдались традиции и обычаи. Казакам с детства прививалось уважение к старшим. А какие законы знаете вы?
Ребё нок 1: Надо быть скромным и честным. Без согласия родителей не решался ни один вопрос.
Ребё нок2: К отцу и матери обращались только на «Вы».
Ребё нок 2: А ещё казачки - хорошие хозяйки. Любили чистоту и порядок, а самое главное, очень вкусно готовили. Казачья еда очень полезная.
Казак: А вы знаете какие - нибудь казачьи блюда?
Ребё нок1: У нас в реке Чир водилось много рыбы. Казаки ловили и из неё варили уху, жарили, запекали.
Ребё нок 2: Из теста пекли пироги, готовили лапшу, борщ,
Ребё нок 3: Варили компот из сухофруктов - узвар называется.
Ребё нок 4: Вареники с творогом, картошкой.
Раз вы такие смелые, ловкие да и поёте хорошо, угощу я вас настоящей казачьей едой, которая и вкусная и полезная, сил прибавляет, настроение повышает. (Преподносит в горшке кислую лапшу. Дети проходят за стол). Только есть, вы будете по-казачьи. Знаете как? Из одного чугунка черпать деревянными ложками по очереди, а кто без очереди, тому ложкой по лбу щелкнем. Ну а мне пора уходить. До свиданья, люди добрые!
Все: С богом!
Воспитатель: Ну что ребята. Вот мы и узнали откуда мы, где наши корни.
Знайте, ребята и помните - ваши родители, бабушки и дедушки являются носителями родовой памяти. Спешите узнать у них кто вы, где ваши корни. А пока у нас с вам есть одно общее, что объединяет и роднит…Все мы родом из…
Все: Донского края!
Дети: До свидания, люди добрые!