Марина Голубинская
НОД в подготовительной группе для детей с ОНР «Грибы». Пересказ стихотворного текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Стимулировать к пересказу небольшого стихотворного произведения.
2. Формировать структуру значения слова : учить объяснять слова, подбирать синонимы, уточнить значение многозначных слов, учить понимать переносный смысл фразеологизмов (подг. гр.)
3. Продолжить работу над пониманием литературного произведения.
4. Упражнять в согласовании существительных с количественными (ст. гр.) и порядковыми (подг. гр.) числительными.
5. Развивать фонематическое восприятие : упражнять в выделении в слове первого и последнего звука.
Публикация «НОД в подготовительной группе для детей с ОНР „Грибы“, Пересказ стихотворного текста“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
6. Способствовать развитию мышления.
Средства:
демонстрационые: письмо от белочки, панорама леса, серия схематичных картинок к стихотворению «Про грибы», иллюстрации свиньи, трех грибов свинушек.
Раздаточные : плоскостные корзинки разной формы, плоскостные грибы в цветном исполнении, на обратной стороне которых обозначена схема слова- названия гриба, подносы для грибов, ручки.
Предварительная работа: уточнение значения слов захворал,
занемог.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети получают письмо от белочки:
Со мной приключилась беда:
Захворала очень я,
Заболела, занемогла…
К кому обратиться, куда?
Не могу теперь скакать
И грибочки собирать,
Без припасов остаюсь,
Голода зимой боюсь.
Логопед предлагает помочь белочке - стать грибниками, пойти в лес и собрать грибы. А для этого надо знать, какие из них съедобные. Дети называют грибы.
2. Работа по теме.
2.1. Подбор синонимов к слову корзинка. Дидактическое упражнение
«Скажи по- другому».
Логопед уточняет, куда можно складывать грибы в лесу. Как называется маленькая корзина? (большая, очень большая, из коры- лыка). (корзинка, корзиночка, корзинища, лукошко, туесок). Тому, кто назвал, предлагает плоскостное изображение этого предмета.
Пальчиковая гимнастика: По тропинке мы шагаем (ритмичные
И грибочки собираем. движения большого
Раз грибок, два грибок- и указательного
Полезайте в кузовок. пальцев)
2.2. Упражнение в рифмовке слов.
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
Растут на опушке Я в красной шапочке расту
Рыжие подружки, Среди корней осиновых.
А зовут их (волнушки). Меня узнаешь за версту
Зовусь я (подосиновик).
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай, это (сыроежки).
Рыжие сестрички Это- дружные ребята,
Вот стоят (лисички). А зовут их как (опята).
Картинки угаданных грибов дети выбирают со своего подноса и кладут на корзинку.
2.3. Упражнение на понимание текста, многозначности слова свинушки.
Три свинушки у тропинки
Ловят шляпками дождинки.
Две свинушки у опушки
Под дождем помыли ушки.
Логопед спрашивает, что за свинушки были у тропинки, как догадались, что это грибы, сколько их было; что за свинушки мыли ушки, почему решили, что это были животные, сколько было их; как по - другому можно назвать свинушек –животных (свиньи, свинки, поросята, хавроньи). Сколько и каких свинушек положим в корзинку?
2.4. Упражнение в согласовании существительных с количественными (ст. гр.) и порядковыми (подг. гр.) числительными. Дидактическое упражнение «У кого сколько?»
2.5. Упражнение в выделении первого и последнего звука в словах
рыжик, боровик, масленок, волнушка, подберезовик, свинушка.
Логопед предлагает выбрать любой понравившийся гриб, перевернуть его и в свободных клетках написать первую и последнюю букву слова, чтобы белочка запомнила, какие грибы растут в лесу.
Динамическая пауза.
Мы в лесок пришли,
Мы грибок нашли (быстрая ходьба на месте)
Маленький да ладный,
В шапочке нарядной (один кулак руки сжимается, полусогнутая ладонь
другой руки накрывает кулак)
Мы в лесок пришли (медленная ходьба на месте).
2.6. Пересказ стихотворения «Про грибы» Л. Мезинова.
а) чтение стихотворения.
Шел грибник издалека,
А в корзинке - ни грибка!
Ни одного грибочка,
Только травка да листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
-Ты скажи, скажи мне лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался: скрип да скрип,
Показал под елкой гриб.
-Я с грибами, - молвил лес,
А ты с глазами или без?
б) беседа по содержанию и уточнение значения слов грибник, дремучий, утомился, молвил;
-Кто шел издалека? Что у грибника было в корзинке? Почему он сел на пенек? О чем спросил грибник лес?
-Что сделал лес и ответил, молвил?
-С глазами был грибник?
-Почему же лес сказал, что без глаз?
в) повторное чтение с демонстрацией серии картинок для детей старшей группы;
г) пересказ стихотворения детьми.
2.7. Работа над пониманием фразеологизмов человек без глаз, без ушей, без рук (с детьми подг. гр.)
Уточнение, про какого человека можно сказать, что он без глаз (без рук, без головы).
Как можно назвать невнимательного человека - без глаз, какой он? (безглазый).
Неумелого - без рук? (безрукий). Который не хочет думать - без головы (безголовый)
3. Итог занятия: дети выкладывают из своих корзинок грибы
(закрепляется употребление предлога из и «грибы посылают» белочке.