наталья белоусова (мамонова)
НОД в подготовительной группе детского сада «Знакомство с народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
цель:развивать интерес к познанию истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
интеграция образовательных областей:коммуникативная,познание,музыка,художественное творчество.
задачи:познакомить детей с историей народной игрушки,познакомить с народной игрушкой куклой самоделкой,способами изготовления этой куклы,развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой,желанием изготовить куклу пеленашку самостоятельно старинным способом;способствовать общему развитию детей,прививать им любовь к Родине (русской культуре,русскому языку);развивать у детей творческие и познавательные способности с учётом их возрастных и психологических особенностей;воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Публикация «НОД в подготовительной группе детского сада „Знакомство с народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
виды деятельности:коммуникативная,продуктивная,игровая,познавательно-исследовательская.
оборудование:сундук,презентация "народные игрушки ",куклы сделанные из разных материалов-соломенная,тряпичная,разные куклы,куски ткани,схемы изготовления куклы пеленашки,мультимедийное оборудование (проектор,ноутбук,доска,музыка "Русские народные песни,колыбельные,плясовые").
Ход нод
1. вступительная часть.
Звучит русская народная мелодия "Полянка".
-Ребята,вы слышите музыку?
Дети:Да!
-Интересно,откуда она звучит?
Педагог и дети проходят в музей "Русская горница"
-Как вы думаете,что может быть в сундуке? (ответы детей)
Дети открывают сундук.
-Что это (ответы детей)
-Вы играете в такие куклы?Почему (ответы детей)
-Где делают такие куклы (ответы детей)
Рассматривание игрушек.
-Как вы понимаете,что значит "игрушки-самоделки"? (ответы детей)
-Правильно,это значит,что их не покупали,а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку (игрушку) без помощи взрослого.
-Из какого материала сделаны ваши игрушки (ответы детей)
-А из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)
Д/игра "Что из чего сделано"
-Всё, что вы перечислили:солома,ткань-материал привычный для людей,он всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.
-Видите,каких удивительных человечков умели делать на Руси.
-Давайте остановимся на игрушках,которые сделаны из соломы. Солома-это стебли хлебных растений. (Рассматривание игрушек из соломы).Очень забавные старинные куколки-стригунки. Они названы так потому,что их снизу подравнивали. подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти,то куколка начинает поворачиваться,как бы танцевать. (показ,как танцует кукла-стригунок)
-Но,пожалуй,самой любимой куклой в старину была кукла,сделанная из ткани. В одной семье таких куколок могло быть до ста штук!Уже пятилетняя девочка умела "свернуть" простую куколку из подходящих лоскутков (показ куклы- кубышки).
-Как вы думаете,почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей).
-Долгие годы лицо не раскрашивалось,т. к. раньше люди были суеверными и думали,что лицо "оживает".Если такая куколка сломается,то кому-то может быть плохо. Кроме того,глаза-зеркало души-необходимо закрывать,чтобы защитить человека от "сглаза".
Педагог демонстрирует презентацию "Народные куклы-самоделки",одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя. (куклы :зерновушка,травница,крестушка,пеленашка).
-Шли годы,менялся окружающий мир,а вместе с ним постепенно менялась и кукла. У неё появились ручки,ножки,личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого её можно было и рядить (наряжать).Кукольную одежду шили очень старательно,ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки-будущей хозяйки. Нельзя было быть девушке лентяйкой,ни к чему не годной,такую и замуж никто не возьмёт. Куклы наших прабабушек проживали в играх целую жизнь:они вели "кукольное" хозяйство,"ходили в гости","справляли свадьбы","отмечали праздники" и тд. Так играли девочки постарше. Когда девушка выходила замуж,она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребёночек,клала эту куклу в колыбельку,для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова :"Сонница-бессонница,не играй с моим дитятком,а играй с этой куколкой".
А такие ребятишки,как вы,играли с куклой,как с ребёнком.
2. Совместная продуктивная деятельность.
-А хотите сами сделать свою куклу пеленашку (ответы детей)
-Что нам нужно для её изготовления (ответы детей)
-Где нам всё это взять (ответы детей)
-Посмотрим в нашем сундучке,может он нам поможет?
(Дети достают материалы,раскладывают их на столе)
Педагог приглашает всех в мастерскую.
-Чтобы нам удобней было работать,разомнём наши пальчики.
На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши
Кукла Катины сидят Стучат кулачками
Два медведя,Буратино, Загибают поочереди все пальчики
И весёлый Чиполлино,
И котёнок,и слонёнок.
Раз,два,три,четыре,пять Разгибают поочерёдно пальчики
Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши
Мы игрушки сосчитать Стучат кулачками.
Дети располагаются за столом. Показ картинки-схемы,по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия "Сошью Дуне сарафан".Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы,последовательность,оказывает помощь детям,испытывающих трудности при выполнении работы.
3. Заключительная часть.
-Хорошие куклы у нас получились. А хотите поиграть с ними?Давайте споём колыбельную. (пение колыбельной под русскую народную мелодию).
4. Рефлексия.
-Давайте сделаем "Солнышко" из наших кукол. Солнышко у русского народа-это добро,тепло. Так пусть же и наши куклы будут согревать теплом наших близких.
Оформление с детьми выставки "Кукла-самоделка"
-Ребята,вам понравилось путешествие в прошлое (ответы детей)
-Что нового вы сегодня узнали?Чему научились?Что больше всего запомнилось?О чём могли рассказать дома маме,папе (ответы детей)
-Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия "Полянка".