Наилэ Пономарева
НОД «Творчество композитора Д. Д. Шостаковича»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Творчество композитора Д. Д. Шостаковича»
Программное содержание:
1. Рассказать детям о композиторе Д. Шостаковиче;
2. Учить различать характер пьес нескольких жанров;
3. Учить детей оркестровать пьесы, соотносить характер музыки с тембрами музыкальных инструментов;
4. Развивать детское творчество и воображение, передавать в танце образы, навеянные музыкой.
5.
Задачи:
Публикация «НОД „Творчество композитора Д, Д, Шостаковича“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Шостакович Д.Д. Композитор для детей
- Темочки
- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
- Расширение кругозора детей в области «Музыка»;
- Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.
Ход занятия.
Психогимнастика: Упражнение «Согласованные движения»
Цель: Развивать умение ребят действовать в паре.
1. Пилка дров;
2. Гребля в лодке;
3. Перетягивание каната;
Восприятие музыки
М. Р. Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил дочери Гале в день её рождения, когда ей исполнилось 9 лет., сборник «Танцы кукол», который составлен композитором из 7 пьес, использованных в его балетах. Одна из них – «Шарманка» - хорошо знакома вам (фрагмент звучит, другие пьесы мы с вами послушаем.
Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение. Если, например музыка звучала в начале светло, нежно, потом тревожно и беспокойно, а в конце опять возникло нежное звучание, то, слушая это произведение, мы понимаем, что тревога и беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.
Борьба добра и зла, самые различные переживания человека – его стремления, мечтания, тревоги, душевная боль или безмятежная радость – выражены в музыке. Давайте прислушаемся, как звучат три вальса Д. Шостаковича, все они различны по настроению. Слово вальс в переводе с французского означает «кружиться». Чаще всего – это плавный танец. Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или медленные, нежные грустные, или очень веселые шутливые. Попробуйте определить характер каждой из пьес.
(Исполняется вальс из «Детской тетради» и фрагменты «Лирического вальса» и «Вальса – шутки» из «Танцев кукол». Если детям трудно сразу сравнить три вальса, педагог напоминает фрагмент каждого из них, и дети определяют его характер.)
Дети. Первый вальс грустный, печальный, жалобный, тихий.
М. Р. Да, эта музыка душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно. А второй вальс? (Исполняет фрагмент второго вальса).
Дети. Он веселый, радостный, нежный.
М. Р. Да, он звучит нежно, взволнованно, этот вальс стремительный, полетный, так и хочется покружиться под эту музыку! А третий вальс какой?
Дети. Он тоже веселый, но очень тихий, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.
М. Р. Молодцы! Вы правильно почувствовали разницу в характере трех вальсов. Уже из их названий мы понимаем, что они разные. Один называется «Вальс», другой – «Лирический вальс» (лирический – значит задушевный, нежный, взволнованный, третий – «Вальс – шутка».
Сейчас давайте получше вслушаемся в мелодию, чтобы почувствовать настроение каждого вальса, и попробуем движениями рук передать характер музыки. (Исполняет фрагменты трех вальсов. Дети дирижируют).
М. Р. Как двигались ваши руки, когда звучал первый вальс?
Дети. Плавно, медленно.
М. Р. Да, движения рук были плавные, неторопливые. А когда звучал второй вальс?
Дети. Движения были плавные, но более быстрые, размашистые.
М. Р. Да, потому что музыка звучала более порывисто, стремительно, а иногда радостно и взволнованно. А в «Вальсе – шутке»?
Дети. Движение отрывистые, короткие, потому вальс шутливый, легкий.
М. Р. Да, «Вальс – шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующий куколки. Вальс этот звучит волшебно, он очень красив. Отрывистые, повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатления чего-то механического, игрушечного. Не случайно несколько пьес из своих балетов, в том числе и этот вальс, Шостакович объединил названием «Танцы кукол». Этот танец очень похож на танец кукол легкостью звучания, некоторой угловатостью, механичностью. Давайте, закрыв глаза, представим себе этот танец. (Звучит аудиозапись «Вальса – шутки»).
М. Р. А под «Лирический вальс» и «Вальс – шутку» давайте попробуем потанцевать. Кто хочет танцевать под музыку «Лирического вальса»? Можно взять в руки воздушный шарф, чтобы он помог вам найти движения плавные, а иногда порывистые. В начале и в конце вальса не слышно ничего «кукольного», хотя этот вальс открывает сборник пьес «Танцы кукол», но в средней части мы с вами услышали, что появляется шутливое «кукольное» звучания. Наверное можно представить себе, что «Танцы кукол» открываются танцем какой-то доброй Фей, которая танцует под волшебную, чудесную музыку, и, прикасаясь к игрушкам, находящимся в комнате, оживляет их. Кто хочет передать это в движениях? (Дети танцуют).
А кто хочет помочь мне сыграть этот вальс? В крайних частях, когда танцует Фея можно играть на треугольнике и металлофоне, а в средней части, когда танцуют куколки – на погремушках и бубнах. В кульминации звучат все инструменты вместе. (Одни дети танцуют, другие играют на музыкальных инструментах).
А как вы будете двигаться под «Вальс – шутку»? Ведь музыка очень легкая, изящная. (Кто-то из вас будет танцевать, а остальные могут поиграть вместе со мной на колокольчиках. «Вальс – шутка» - отрывистый, звонкий, и эти инструменты подчеркнут характер его звучания. (Дети танцуют вальс, оркеструя его).
М. Р. Дома, вместе с родителями я попрошу вас нарисовать волшебную Фею из «Лирического вальса»
Упражнение на релаксацию «Танец пяти движений»
1. «Течение воды»;
2. «Переход через чащу»;
3. «Сломанная кукла»;
4. «Полет бабочек»;
5. «Покой»
Дыхательное упражнение: «Надуем шар».
- Работать над развитием у детей диафрагмального дыхания.
Пение: Работать над выразительностью исполнения песен:
«Новогодний хоровод»
«Белый снег пушистый»
«Надели шубки белые»
Музыкально – ритмические упражнения:
Развивать выразительность движения детей при исполнении танца «Полечка у ёлочки»
Следить за осанкой детей.
Индивидуальные танцы: «Вьюги и Снежинок», «Звездочек», «Чебурашек».
Развлечение: Музыкально – дидактическая игра «Сколько нас поет?»
Цель: Развивать у детей музыкальный слух.
Развлечение: Подвижная игра «Гончары».
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
музыкальных пьес вы должны вспомнить, как называется данное музыкально