Светлана Николаевна Ильина
Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Работа над звуком в произведении кантиленного характера,пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол». Цель урока : Формирование у ученика навыков кантиленной игры. Работа над художественно-звуковыми средствами в пьесе.
Задачи урока : Сформировать навыки певучей игры. Научить анализировать значение средств в музыкальной выразительности. Привить любовь к исполняемой музыки. Развить слуховой контроль в произведении с различными элементами музыкальной ткани.
Публикация «Открытый урок „Работа над звуком в произведении кантиленного характера, Пьесы Д, Шостаковича „Лирический вальс“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Шостакович Д.Д. Композитор для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Методы работы : словесный, наглядно-слуховой,практический,эмоционально-познавательный,поэтапная работа над произведением, обобщение.
План урока : 1. Теоретическая часть урока.
2. Практическая часть урока – непосредственная работа над кантиленой пьесой Д. Шостаковича «Лирический вальс»
3. Итог урока : анализ работы, определение задач на будущее.
Ход урока : 1. История появления сборника «Танцы кукол». Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор эпохи советского строя. Д. Шостакович писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как – то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень – то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д. Д. Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов. Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись. Данный цикл включает в себя семь пьес : “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла “Детская тетрадь”. Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки. Сюита “Танцы кукол” рассчитана уже на более высокий уровень подготовки исполнителей. Пьесы из неё стали массовыми фортепианными сочинениями для домашнего музицирования. Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”. Поэтому при восприятии этих пьес не трудно представить движения и характеры предполагаемых персонажей при всей обобщённости их названий.
2. По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочной мелодией, нежной и мечтательной, устремлённой и полётной. В вальсе 3 части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно, нежно, чем в середине. При проигрывании произведения ставлю задачу перед ученицей: определить характер крайних частей, найти контрастные места в мелодии, проанализировав и отработав их на инструменте. Обращаю внимание ученика на гармоническое звучание мелодической линии, а также на стабильность в левой руке ритмического рисунка.
Продолжаем работу с 21-35 тактами - характер одноголосной мелодии сменяется преобладающими здесь терцовыми звучаниями с радостными интонационными взлётами и мягкими спадами к концу построений. Здесь обращаю внимание ученицы на исполнение терцовой мелодии - более выпукло и акцентированно, слуховое внимание ученика должно быть направлено на торжественно – красочное сочетание тональностей: ля- мажор- -си- бемоль мажор.
Работа над среднем разделом ставит перед нами как художественные задачи, так и пианистические в таких эпизодах6 такты 36-44; 45-48; 49055; 56-6-; 61-67. Первые два - исполняются коротким присоединением руки на залигованных звуках начало тактов с последующим лёгким кистевым стаккато на вторых и третьих четвертях. Третий отрывок играется в форме непрерывных звеньев попарно объединённых лигами звуков в «светлом» устойчивом си мажоре. Далее нужно направить внимание ученика на заключение экспозиции, которая звучит на forte акцентированным мелодическим терцовым двухголосьем. Слух и игру ученика направить в конце второго раздела на однотактное мелодическое построение на постепенно угасающее звучании.
В репризе буквально воспроизводится лирически - напевная часть экспозиции. Большое внимании ученика должно быть обращено на партию аккомпанемента в левой руке. Показать ученице, что он исполняется приёмом устойчивой опоры всей руки на клавишу на сильных долях тактов, её как бы дугообразного перенесения на вторые четверти, играемые с последующими третьим штрихом на стаккато и движением от клавиатуры.
3. Вероника на протяжении всего урока старалась выполнять все пожелания, которые ставились в работе над звуком и художественным образом во всех разделах произведения. Чувствовалась её заинтересованность и отдача.
Пронализировали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении. На основании этого было дано домашнее задание: проработать партию аккомпанимента в левой руке, попадать на басы и подчистить педализацию.