Ольга Свидницкая
Конспект опытно-экспериментальной НОД «Температура»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД тема «Температура»
Цель: определение температуры тела, воздуха и воды опытно-экспериментальным путём
Задачи:
- создать условия для развития познавательно-исследовательского интереса к окружающему миру;
- познакомить детей с различными видами термометров: строением и назначением.
- воспитывать культуру совместной деятельности, продолжать формировать навыки сотрудничества, умения работать в группе.
Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «замерзание воды».
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной НОД „Температура“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, познавательно-исследовательский,
Планируемые результаты:
освоение алгоритма работы;
формулирование проблемы совместно с воспитателем;
формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура».
Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная и горячая вода, кусочки льда, листочки с изображением термометра, безртутные термометры для измерения воды, комнатный и уличный термометры, стаканчики для воды.
Предварительная работа: знакомство со свойствами воды
В. Доброе утро, ребята! (ответы детей)
В. Как ваше настроение? (ответы детей)
В. Ребята, что вы можете сказать о погоде? Какая сегодня погода? (ответы детей)
В. Когда мы говорим: тепло или холодно на улице, мы выражаем свои ощущения: для кого - то температура оказалась комфортной, для кого-то нет. А как можно узнать тепло или холодно, не выходя на улицу. Кто догадался, с чем сегодня мы вами будем знакомиться.
Дети рассматривают предложенные подсказки и высказывают свои предположения
В. Да, мы сегодня с вами познакомимся с термометром, его видами, проведем исследования. Но для этого, я предлагаю вам пройти в лабораторию. Надевайте фартуки, шапочки и нарукавники.
Дети одеваются
В. Все готовы? Мы знаем, что в лаборатории есть правила. Повторим их?
Дети: не шуметь, не толкаться, не спешить, быть аккуратным и внимательным.
В. Молодцы, все правильно. Посмотрите, что лежит в лотке?
Дети: градусники.
В. Правильно. Это градусники, а кто знает, как по другому его называют? Слово термометр состоит из 2 слов: термо и метр.
Дети высказывают свои предположения.
В. Термо – тепло, метр – мерить. Градусник – мерить градусы. Ребята, а какие виды термометры знаете вы?
Ответы детей. Комнатные, уличные, для измерения температуры воды, тела.
В. Обратите внимание, что у вас имеется на рабочих местах? Рассмотрим повнимательней, что общего у этих термометров? Напоминаю, что пользуемся термометрами аккуратно.
Дети рассматривают термометры и называют сходства по строению.
В. Правильно, каждый термометр имеет корпус, шкалу с делениями: каждое деление шкалы – 1 градус. Трубочка с подкрашенной жидкостью или ртуть. Но каждый термометр имеет свое назначение. Мы с вами говорили о погоде, предлагаю вам рассмотреть уличный термометр. Середина шкалы – ноль – начало отчета. Как вы думаете, какая температуры воздуха на улице будет, если столбик поднимется выше ноля? (ответы детей)
В. Правильно, на улице будет тепло, эти значения записывают со знаком +,
В. А если столбик термометра будет опускаться ниже ноля, тогда что можно сказать о погоде? (ответы детей)
В. Молодцы, правильно, на улице холодно и эти значения записывают со знаком -.
В. А сейчас, я вам предлагаю выбрать термометр, с помощью которого мы можем узнать температуру воздуха в помещение?
Дети выбирают комнатный термометр
В. Рассмотрите внимательно термометр, как вы думаете, почему у комнатного термометра нет делений ниже ноля?
Дети: в комнате не должно быть температуры ниже ноля.
В. Ребята, бывают такие ситуации, когда температуры воздуха в помещении комфортная, но вам холодно, Какое подозрение возникает у взрослого? (ответы детей)
В. Правильно, конечно же, возникает подозрение, что вы заболели. А как можно это подтвердить. (ответы детей)
В. Молодцы, и для этого на с вами понадобится медицинский термометр. Рассмотрите термометр, с каких значений начинается шкала в медицинском термометре? (ответы детей)
В. Почему не с ноля?
Дети высказывают свои предположения.
Совместно с детьми воспитатель подытоживает высказанные предположения: т. к. нормальная температура тела человека 36,6°. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37° и самая высшая отметка 42°, т. к. выше температуры у человека быть не может.
В. Ребята, а для чего предназначен оставшийся термометр?
Дети высказывают свое мнение
В. Правильно этим термометром следует измерять температуру воды. Обратите внимание, на водном термометре шкала от 0° до 100°. Почему?
Дети: воду можно нагреть и остудить.
В. Я предлагаю вам самим убедиться, как действуют термометры: замерим температуру воды.
1 исследование:
Для вас приготовлены формы с водой, определите с помощью термометра температуру воды в лотках. Дети измеряют.
В. В одном лотке у вас какая температура воды? (Ответы детей) спасибо!
В. А во втором? (ответы детей)
А что произойдет, если в горячую воду положить кусочек льда?
Вывод детей: вода в стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.
Итог
- Можно ли измерить точную температуру только с помощью собственных ощущений? (Ответ детей - нет)
- Каким образом можно точно измерить температуру? (с помощью термометра) Сегодня мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? (воздуха в группе, холодной, горячей воды, льда)
- Какой вывод можно сделать? (температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.
-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше исследование в научной лаборатории окончено. Я вас всех благодарю за работу, старание. Мне хочется у вас спросить, что для вас было особенно интересным, новым, что вам понравилось?
Спасибо, на сегодня мы с вами прощаемся, но нас ждут новые исследования, новые открытия!