Мария Юрьевна Бадыкина
Конспект НОД «Знакомство с алтайским орнаментом» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятия непосредственно – образовательной деятельности
с детьми средней группы
Тема: «Тема: Знакомство с алтайским орнаментом»
Цель: Вызвать интерес к красоте узора алтайского орнамента.
Задачи:
• Расширить знания детей о малой родине республике Алтай.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с алтайским орнаментом“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• Способствовать формированию у детей понятия национальная одежда. Познакомить детей с алтайской национальной одеждой (алтайский «чегедек».)
• Расширить знания детей об орнаментах и их значениях, о значении цвета.
• Развивать чувство ритма композиции, развивать память, мышление, внимание.
Словарная работа: Орнамент, «Чегедек», «Jакшлар», «Jакшы болзын»
Материалы, оборудования, инструменты: кукла в национальной алтайской одежде, карточки с орнаментами, презентация с алтайскими костюмами, вырезанные из картона «чегедек» на каждого ребенка, готовые орнаменты для аппликации из бумаги, клей, кисточки, салфетки, алтайская музыка (алтын кук- появление куклы, алтайские мотивы – аппликация) .
Ход занятия
Организационный момент.
Бошпок буткен айучак, (баскылайт)
Мендеп турат озорго! (колдорын кодургилейт)
Мошту агашка ол чыгып (колдорын солып,агашка чыкканын коргузет)
Адаруга чактырткан(jузин боктойт,секирет)
Адарунан ол качкан! (турген jугургилейт)
(звучит алтайская мелодия, стук в дверь)
Воспитатель: дети кто к нам пришел в гости? (заносит куклу в национальном алтайском костюме, (кукла здоровается на алтайском языке.)
-Jакшлар! Здравствуйте!
Воспитатель: давайте поздороваемся и познакомимся с нашей гостьей.
(дети пробуют здороваться на алтайском)
Воспитатель: нашу куклу зовут Айсулу. Айсулу как и мы с вами живет в республике Алтай. На Айсулу национальный алтайский жилет, который называется «Чегедек»
(Рассматривание куклы)
Воспитатель: Сегодня Айсулу нас познакомит с алтайским орнаментом.
(дети садятся возле экрана)
(Презентация слайд 2, 3)
Посмотрите на картинки, здесь изображены девушки и мужчины в красивых алтайских костюмах. Сверху на платьях и рубахах одет жилет, он называется «чегедек» на нем вышиты красивые орнаменты.
Орнаменты - это узор, состоящий из разных элементов, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений и одежды.
Каждый цвет алтайского орнамента может рассказать нам о природе Алтая, о ее несравненной красоте о жизни и традиции алтайцев.
(слайд 4)
Красный – тепло, радость, счастье, цвет огня
Красный, оранжевый, желтый- сходство с солнцем источник всего живого на земле.
Голубой, синий зеленый и белый – с небом озерами.
Физкультминутка
Мы устали засиделись
Нам размяться захотелось
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп,
Мы попрыгаем немножко
Прыг, прыг,
Мы потопаем немножко
Топ, топ, топ
Приседания начнем
Вверх вниз вверх вниз
Приседать не торопись
И в последний раз присели
И теперь на место сели
Воспитатель: (слайд 5) А теперь мы познакомимся с Алтайскими орнаментами, это не просто узоры, у каждого орнамента есть обозначение. Народные мастера алтайского народа выражали свое отношение к жизни, любовь к природе и поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни быта, окружающей природы.
(картинки с орнаменты прилепляются на доску, с объяснением)
- бурные реки Алтая (слайд 6)
- высокие горы (слайд 7)
- птицы в полете (слайд 8)
- солнце и луна (слайд9)
- рога диких и домашних животный (слайд 10)
- шкура животных (слайд 11)
- лабиринты (слайд 12)
Воспитатель: Айсулу познакомила нас с орнаментами и приглашает вас в алтайскую мастерскую, где вы украсите орнаментами алтайский жилетов «чегедек». Но нам надо повторить.
- Какие цвета используют алтайцы для узора?
- молодцы, теперь вы готовы быть алтайскими мастерами, переходим в мастерскую.
2 Практическая часть.
(дети садятся за столы) (во время аппликации тихо звучит алтайская музыка)
Воспитатель: а теперь предлагаю украсить «чегедек»
Аппликация: «чегедек» с алтайскими орнаментами.
(у каждого на столе вырезанный из картона «чегедек», готовые алтайские орнаменты из бумаги, воспитатель показывает способ наклеивания орнамента на «чегедек» и помогает детям в затруднениях)
(Готовые работы вывешиваются на доску)
Воспитатель: молодцы ребята у всех получились разные красивые алтайские жилеты.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: дети кто к нам сегодня пришел в гости?
- Как называется жилет на Айсулу?
- Что обозначают орнаменты, которыми вы украсили свои «чегедек»?
- дети Айсулу пора возвращаться домой, ей очень с вами понравилось. Она говорит вам – «Jакшы болзын» До свидания!
- дети дружно повторим «Jакшы болзын» До свидания!
А теперь из алтайской мастерской мы возвращаемся в наш детский сад.