Татьяна Каплун
Конспект НОД по окружающему миру «Тайны Вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Тайны Вулкана».
Цель:
Посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Тайны Вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
5. развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; магнитофон; макет вулкана; поднос; сода; уксус; гуашь; презентация «Вулканы».
Методические приемы:
Ребята, а какое у вас сегодня настроение (ответы детей) У всех разное! У большей половины - хорошее, приподнятое, но у некоторых – настроение не очень позитивно. Как мы можем им помочь? А давайте - подарим им свои улыбки!
Упражнение «Улыбка для друга»
Пошлем им поцелуи-бабочки.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ну вот настроение у всех отличное и теперь можно отправляться в путешествие по нашей удивительной планете, которая называется….?
Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном…» (географическая карта).
Нам сегодня предстоит совершить удивительное путешествие по просторам нашей страны, заглянуть внутрь Земли и отгадать загадку гор, подружиться с Вулканом.
А куда мы отправимся, нам подскажет глобус.
Что такое глобус?
Глобус- это модель Земли. Земля имеет сложное строение. Поверхность Земли покрыта земной корой, на которой есть суша и моря, где живут животные и люди.
Сегодня вы с вами поговорим о горах. Может быть кто-то знает как образуются горы? (дети высказывают свои версии).
Когда плиты земной коры сталкиваются друг с другом, то на месте их столкновения земная кора выпирает в виде гор.
Ребята, а что же такое горы?
Это возвышенности, высокие холмы.
Ребята, горы образуются в результате движения земной коры. Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками.
В результате образуются острова, горы. Возьмите ткань и представьте, что это — земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору».
Дети выполняют движения под платком.
Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья», а вот когда одна плита находит на другую, на них что получилось? (Горы). Примерно так происходит и в природе.
Дидактическая игра : «Мешочек ощущений».
Посмотрите, какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином?
- пластилин изменил форму.
- Что произошло с камнем?
- камень остался таким же по форме.
- Ребята, опустите камень в стакан с водой, что произошло?
- Камень утонул.
- А почему?
- Потому что тяжелый.
Ребята у меня еще есть необычный камень (пемза). Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
- Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем? А почему он не утонул?
Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.
Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень? Пемза - это камень вулканического происхождения и мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на экране?
Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло (дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.
Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.
А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
А теперь, ребята, посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Похож на пирамиду, конус.
Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами? Посмотрите, какая это опасная профессия.
Само слово происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.
Легенда о Вулкане
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех, пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? Покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы.
- Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.
- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Но сначала мы отдохнем:
Физминутка (Вулкан).
Спящий я похож на гору, Вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего.
Но уж коли я проснусь, Вулкан открывает глаза и потягивается.
Задрожу, Вулкан дрожит.
то значит скоро
Я фонтаном ввысь взметнусь. Вулкан поднимает руки над головой.
Пых! По небу пепел кружит. Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой черными и серыми лентами.
Пых! Огонь летит
наружу, Вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой огненными (алыми, желтыми и оранжевыми) лентами.
Льется лава в океан – Вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения.
Извергается Вулкан. Перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать.
Отдохнули?
Проходите в нашу лабораторию. Ребята, а вы мне поможете?
В нашей лаборатории нужно соблюдать технику безопасности.
Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.
Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
Надо работать аккуратно:
Ничего не брать в рот
Не нюхать
Быть внимательными
Быть осторожными.
Для первого опыта понадобиться пищевая сода, пол стакана воды смешанной с красной краской, средство для мытья посуды, уксус. Добавим их прямо в жерло нашего макета вулкана. Ребята, кажется, наш вулкан оживает!
Что вытекает из вулкана? Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», пемза.
Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой. Хотите посмотреть, как это происходит? Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите? Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. (опыт «Буря в стакане»)
Сюрпризный момент. Рефлексия.
Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан,
который не извергает лаву и камни,
а извергает только сладкие подарки.
Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали? Увидели? Хотели бы вы увидеть настоящий вулкан?
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.