Виолетта Носкова
НОД по составлению описательного рассказа о домашних птицах
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: составление описательного рассказа с опорой на план-схему.
Задачи:
Обучающие:
• расширять представление детей о домашних птицах (о внешнем виде, питании, образе жизни, пользе для человека);
• уточнять и расширять словарь по теме «Домашние птицы»;
• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ, используя при этом план - схему. продолжать учить связной речи, развёрнутости высказывания, непрерывного рассказывания.
Публикация «НОД по составлению описательного рассказа о домашних птицах» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие:
• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать мышление, память, внимание; Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Оборудование и материалы: Большой клубок ниток, иллюстрации с изображением домашних птиц : петуха, индюка, утки, гуся; схема для составления рассказа о птице, смайлики, мультимедийное оборудование; слайдовая презентация.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации о птицах, работа с раскрасками, речевые игры «Четвертый – лишний», «Кого не стало?», «»Чей, чья, чье?», «У кого кто?»,чтение «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсен, знакомство со схемой для описания.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2. Эмоциональный настрой:
Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее). Давайте поделимся им друг с другом и с нашими гостями. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы вложим в него наше хорошее настроение. Каждый из вас будет наматывать ниточку, и желать что-нибудь хорошее. (Дети наматывают нитку и высказывают пожелания. Затем, передают клубочек друг другу). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. Мне приятно заниматься с детьми, у которых такое хорошее настроение. Оставим клубочек и наше хорошее настроение до конца дня и начнём наше занятие.
Сели ровно, выпрямили спинки
Стали наши спинки точно как тростинки. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
3. Беседа о домашних птицах.
Воспитатель: К нам сегодня пришел гость. Вы его знаете, мы читали о нем книгу.
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку) слайд с изображением Незнайки.
Вспомните, кем хотел стать Незнайка? Почему у него ничего не получалось? (ленился, не хотел учиться, не доводил начатое дело до конца).
Ребята, Незнайка пришел к нам за помощью. Оказывается у Незнайки есть бабушка, она живет в деревне. Бабушка заболела и просит Незнайку помочь ухаживать за ее питомцами – домашними птицами. Но Незнайка ничего не знает о домашних птицах, как, же ему быть? (предложения детей). Поможем, Незнайке? Расскажем ему о домашних птицах?
- Скажите. где живут домашние птицы (в деревне, птичнике, на ферме);
- Какую пользу он приносят людям? (перья, яйца, мясо);
- Как человек заботится о домашних птицах : кормит, строит жилье, лечит.
А теперь отгадайте загадки о домашних птицах (при ответе появляется слайд с соответствующим изображением, отгадавший ребенок ответ обосновывает ответ).
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы
Днём он — забияка,
Поутру — часы.
(Петух)
Ходит вразвалку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова — пешком.
Лапы широкие,
Сплющенный нос…
Что это за птица?
Ответь на вопрос!
(Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Я птица важная, ни с кем я не дружу,
От важности надутый я хожу,
Бываю белым я и чёрным, как земля,
На клюве у меня висит петля.
(Индюк)
Молодцы, правильно отгадали все загадки, а теперь давайте отдохнем и поиграем. (игра «Ровным кругом» - имитация движения птиц)
Воспитатель: - Ребята, скажите, что есть общего у всех птиц? (покрыты перьями, есть клюв, есть два крыла, две ноги).
- А чем они отличаются друг от друга? (размер, окраска оперенья, издаваемыми звуками).
Воспитатель: - А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему (слайд). Давайте вспомним, что означает каждая картинка на схеме.
- Незнайка тоже решил рассказать об одной из птиц. Давайте, послушаем его рассказ? (примерный образец).
«Петух – это домашняя птица. Он большой и разноцветный. У него два больших крыла, две ноги, на ногах когти и шпоры. На голове есть гребешок, клюв, глаза. У него есть красивый хвост. Тело покрыто перьями. Он кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!» Он любит клевать зерно. Летать он не умеет, но может взлететь на что-нибудь высокое.
Живет петух в курятнике, вместе с курами. Его птенцы называются цыплятами. Человеку дает, пух, перо, яйцо и мясо».
- Теперь, кто из вас хочет рассказать про других домашних птиц? (на мольберт помещается иллюстрация с изображением птицы)
Составление рассказов детей про утку, индюка и гуся.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, чей рассказ вам понравился, почему?
А сейчас, давайте поиграем. Дети встают, выходят на ковёр.
Пальчиковая гимнастика «Пять утят плывут вперед»
Пять утят плывут вперёд,
На берегу - их мама ждёт,
(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
И сразу пятеро утят -
Вернулись к мамочке назад.
Воспитатель: Незнайка приготовил для нас сюрприз - свою любимую игру – пазлы. Давайте соберем их, и посмотрим, что получится (дети собирают пазлы, называют получившиеся изображения домашних птиц).
Воспитатель: ребята, Незнайка очень доволен вашей помощью, он теперь много знает о домашних птицах, весело провел время, научился интересным играм. А самое главное он сможет помочь бабушке. Свое настроение Незнайка изобразил с помощью смайлика (Слайд- смайлик с улыбкой). Выберите свои смайлики: если вам было интересно и все получалось – улыбающийся; если не все получалось – задумчивый смайлик; если было не интересно и трудно- грустный (в чем причина)
Воспитатель: - предлагаю подарить (если есть ребенок, выбравший грустного смайлика) ему наш клубочек хорошего настроения.