Надежда Скобелева
Конспект НОД с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Противоположности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
(дошкольные группы «Земляничка»)
Конспект НОД
с элементами ТРИЗ
на тему «Противоположности»
«Познавательное развитие»
Скобелева Надежда Владимировна, воспитатель
2022 г.
Тема: «Страна счастливых Гномиков»
Возрастная группа : подготовительная
Цель: Создать условия для развития навыков разговорной речи, активизировать использование антонимов в речи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД с элементами ТРИЗ в подготовительной группе „Противоположности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Противоположности, антонимы
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
1. Обучающая: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, сравнивать их, выделять главное и анализировать; учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать); учить детей думать, рассуждать, анализировать.
2. Развивающая: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память, творческое воображение, логику, интеллект.
3. Воспитательная: воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.
Оборудование:
Колокольчик, мяч, простые карандаши по количеству детей, конверт с заданиями, разрезная картинка страны Гномиков, дидактические карточки «Противоположности», «Четвертый лишний»
Вводная часть.
Организационный момент:
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
(Дети садятся на ковёр)
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас расскажу одну историю:
Жили рядом Ох и Ах
Друг от друга в двух шагах.
Ах – шутник и хохотун,
Ох – отчаянный ворчун
Ах работы не боится,
Аху охать не годится,
Улыбнется, скажет «ах!» -
Дело спорится в руках.
Ох глаза косит на Аха,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…
Если Ах в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется.
Ох же стонет то и дело —
Все бедняге надоело.
Ребята, вы заметили, что Ох и Ах совсем разные, полная противоположность друг другу.
Как вы думаете, какими словами можно охарактеризовать Аха и Оха?
Ответы детей: весёлый – грустный; трудолюбивый – ленивый и т. д.
Воспитатель: Такие слова называются противоположными или слова «наоборот».
Проблемная ситуация:
Однажды получили Ох и Ах письмо от Гномиков. Это маленькие человечки в красивых ярких сюртучках и деревянных башмачках. Они пишут, что живут в прекрасной сказочной стране. По утрам в их стране встает яркое солнце и освещает светлое небо, высокие зеленые деревья, разноцветные яркие домики маленьких лесных жителей. Каждое утро они просыпаются счастливыми.
Но злой волшебник заколдовал их страну. В ней поселился мрак: после ночи не наступает день, всё время дует только холодный ветер, от этого жители начали болеть и стали грустными. Исчезли все противоположности. Расколдовать страну Гномиков можно, выполнив задания злого волшебника. Гномики просят Оха и Аха помочь им.
Ребята, но Ох и Ах не справятся с такой трудной задачей одни. Хотите им помочь и сделать вновь страну Гномиков счастливой и веселой?
Основная часть.
А отправимся в путь мы к ним на самолё те:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко. (дети двигаются по группе, руки в стороны)
Вот мы и прилетели. А это, наверное, конверт с заданиями. За правильно выполненное задание мы получим часть картинки сказочной страны Гномиков.
Задания.
1. Игра «Хорошо - плохо».
Ребята, а вы как думаете, солнце (дождь, листопад, конфета, мыло, огонь) - это хорошо или плохо? (ответы детей)
Солнце хорошо, потому что….
Солнце плохо, потому что….
Да, ребята, в каждом предмете есть положительные и отрицательные стороны – противоположности.
Молодцы, ребята, справились с заданием. Получаем первую часть картинки.
2. Игра «Скажи наоборот». (Игра с мячом)
Слон большой, а мышка…
Зимой погода холодная, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Работать трудно, а отдыхать…
Гепард быстрый, а черепаха …
Гири тяжелые, а тополиный пух …
Днем светло, а ночью …
Река широкая, а ручей …
Ягоды у клубники крупные, а у земляники …
Для муравья нужен дом низкий, а для жирафа …
Грязнуля грязный, a чистюля…
У тополя листья широкие, а у ивы…
Чай горячий, а мороженое…
У клюквы ягоды кислые, а клубники …
Буратино веселый, а Пьеро …
Зимой день короткий, а летом …
Молодцы ребята, справились с заданием и получаем ещё часть картинки. Итак, идем дальше.
3. Дидактическая игра «Найди пару».
На столах листы с изображением предметов с противоположным значением. Соединить их между собой линиями.
Молодцы ребята, справились с заданием. И получаем еще одну часть картинки.
4. Дидактическая игра «Противоположности».
Ребята, вам необходимо определить каким одинаковым качеством или действием обладают картинки на вашей карточке и найти противоположное среди маленьких карточек, разложенных на столе.
Молодцы ребята, справились и с этим заданием. И получаем четвёртую часть картинки.
5. «Отыщи противоположности в стихах».
1. Грустный клоун громко плачет,
а весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить
2. Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше.
А короткий– для Алёнки-
Маленькой её сестрёнки.
3. Разворчался старый дед:
Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
4. Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
5. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
6. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
Молодцы ребята, мы получаем последнюю часть.
Итак, вы справились со всеми заданиями и теперь можем сложить целую картинку.
Вернулись все противоположности. Страна Гномиков вновь стала счастливой и весёлой.
Заключительная часть.
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
С вами помогайки.
Ребята, что же нам помогло сделать страну Гномиков счастливой? (ответы детей)
Правильно, наш мир очень разнообразен и даже в дождике можно найти хорошее и полезное.
А теперь нам пора вернуться в наш детский сад на наших самолетах.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко. (дети двигаются по группе, руки в стороны)
Рефлексия (стоя в кругу, дети передают мяч и высказываются)
Сегодня мне понравилось….
Мне было интересно …
У меня получилось…
Я смог…
Мне было трудно выполнять…
Теперь я могу …
Сегодня я узнал….