Татьяна Детскова
НОД с интеграцией методов воспитания и обучения «Лоскутное одеяло»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с интеграцией методов воспитания и обучения.
«Лоскутное одеяло».
(Дети подготовительной группы, 7-ой год жизни).
Образовательные области: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей посредством работы с тканью.
Программные задачи:
Публикация «НОД с интеграцией методов воспитания и обучения „Лоскутное одеяло“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
1) Расширять кругозор, познакомить с новым народным промыслом. Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации, учить устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, учить детей ориентироваться в системе узора и в пространстве сюжетной композиции, усвоить понятия ритма, симметрии, гармонии, закреплять навыки работы с шаблонами геометрических фигур;
2) Развивать чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани; развивать наглядно-схематическое мышление;
3) Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.
Связь с другими образовательными областями:
Познание Социализация Коммуникация Худ. творчество Чтение худ. литературы
Познание Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений об обществе Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми Формирование целостной картины мира Расширение кругозора
Худ. Творчество Расширение кругозора в части изобразительного искусства Развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства
Чтение худ. литературы Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, формирование первичных ценностных представлений Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу прочитанного, овладение нормами родного языка Развитие детского творчества
Методы :
• словесный - предварительная беседа о ткани и ее свойствах, инструктаж по безопасной работе с ножницами, художественное слово; обогащение словаря: «лоскуток», «кроить», «искусно»;
• наглядный - демонстрация готовых работ, показ приемов работы, анализ образца.
Материалы: кукла Ваня, лоскутные изделия, репродукции с изображением лоскутных картин, образцы аппликации, лоскуты ткани, шаблоны, ножницы, клей ПВА, фломастеры, сундук, призы.
Ход занятия:
1 Этап.
Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел мальчик Ваня. У него к вам просьба. Ваня собирается поехать к бабушке, у которой скоро будет день рождения, а в такой день принято дарить подарки. Ваня долго думал, что подарить своей любимой бабушке и вспомнил, что она давно мечтала о лоскутном одеяле. Такие одеяла шили в старину из цветных лоскутков, которые оставались от кроя одежды. Лоскут – это кусочек ткани. Лоскутки не выбрасывали, а складывали в укромное место до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в орнаменте на полезных бытовых красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно, а именно: придумывали узор, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Дети всегда были помощниками. Они подбирали и раскладывали разноцветные лоскутки, а мастерицы сшивали их в красивейшие одеяла, яркие половички. Еще из лоскутков можно сделать очень интересные картины : пейзажи, натюрморты, портреты, детские картинки.
Давайте внимательно рассмотрим фотографии, на которых изображены лоскутные картины. (Обратить внимание на подбор тканей по цветам, аккуратность работы, интересный художественный замысел).
У меня для вас есть настоящие изделия из лоскутков. (Дети рассматривают готовые изделия, замечают цветовое сочетание лоскутков, разнообразие геометрических узоров).
2 Этап.
Ребята, мы немного отвлеклись и забыли про Ваню. Вы помните его просьбу? Поможем Ване? Давайте сделаем для ваниной бабушки лоскутное одеяло. Мальчик пришел к нам не с пустыми руками, он принес «Рукодельный сундучок», в котором есть все необходимое для работы. Давайте перед началом работы немного разомнемся.
Физкультминутка.
Чтоб головка не болела
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу. В стороны разводим. Повороты вправо-влево Плавно производим. Наклоняемся легко.
Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминке.
3 Этап.
Детям для рассмотрения предлагаются образцы узоров, которые они должны будут выполнить самостоятельно. Воспитатель спрашивает детей о том, какие геометрические фигуры использованы, ткань какой расцветки понадобится. Детям на выбор предлагаются лоскуты ткани, которые они сами подбирают по цветовому сочетанию.
Воспитатель напоминает детям последовательность действий.
1. Из шаблонов дети выбирают те, из которых состоит узор.
2. Подбирают то количество расцветок ткани, которое потребуется для выполнения этого элемента.
3. Внимательно обводят шаблоны в нужном количестве на лоскутах с изнаночной стороны.
4. Вырезают детали очень ровно, точно по линиям, собирают узор на основе.
5. Проверяют правильность построения элемента рисунка по цвету.
6. Все детали узора приклеивают аккуратно и точно встык друг к другу.
7. Когда все элементы готовы, дети объединяют их в единую композицию «Лоскутное одеяло».
Во время работы детей воспитатель читает народные пословицы и поговорки о труде и мастерах:
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без хорошего труда нет плода.
• Терпенье и труд все перетрут.
• Была б лишь охота - наладится каждая работа.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• В рабочее время - язык на засов.
• Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
4 Этап.
Ребята, сегодня на занятии мы сделали доброе дело: помогли мальчику Ване приготовить подарок для бабушки.
• Что именно мы сделали?
• Что нам для этого понадобилось?
• Какие пословицы и поговорки вы запомнили?
• Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Воспитатель отмечает, как работал каждый ребенок и раздает от имени Вани поощрительные призы.