Елена Мясникова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей со свойствами магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно–экспериментальную деятельность детей;
- продемонстрировать свойства магнита, развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с его свойствами.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Ознакомление детей со свойствами магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Расширить представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизм»
- Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком
- Продолжать учить делать обобщения. Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
-Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
-Воспитывать умение выслушивать мнение других.
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Словарная работа: Активизировать в речи детей слова : магнетизм, притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: магнитная азбука, энциклопедия, штатив, гвоздь, бумага, стекло, фанера, толстая и тонкая книга, магнит, скрепки
Раздаточный: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, магниты, тарелки пластиковые, стаканы с водой, картон, ткань.
Ход НОД:
Педагог с детьми стоит у магнитной доски. Выкладываются буквы.
-Почему буквы не падают? Я их не приклеивала, у них нет липучки.
(ответы детей)
-Да, правильно. Сзади букв есть магнитики (показать магнит). Давайте прочитаем это слово «МАГНИТ».
- А вы знаете, как произошло это слово «МАГНИТ»?
Легенда о магните. (Звучит музыка, показываю картинку к легенде).
-Я расскажу вам одну старую легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха Магнус и появилось название «магнит».
-Как вы думаете, что же такое магнит? (ответы детей)
-А вы послушайте точное определение из словаря:
«Магнит- это кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы».
-Сегодня мне хочется познакомить вас со свойствами этого необычного предмета.
Дети рассаживаются на места.
Опыт с гвоздем.
- Посмотрите, пожалуйста, что произойдет с гвоздем и попробуйте объяснить почему так происходит?
-Почему он отклоняется от своего первоначального положения? (ответы детей). (Гвоздь притягивается к предмету, который лежит на книге.)
Вывод: магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
-Как вы думаете, всегда ли магнит будет притягивать к себе гвоздь? (ответы детей). Мы проверим, между гвоздем и магнитом будем прикладывать разный материал:
-бумага
-стекло
-фанера
-тонкая книга
-толстая книга
После каждого прикладывания выслушиваю гипотезы детей.
-Итак, через все ли предметы магнит притягивает к себе другой предмет и на каком расстоянии (ответы детей).
Вывод: магнит притягивает к себе другой предмет, если они находятся на близком расстоянии и между ними нет других толстых предметов.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?»
-Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”
-А сейчас давайте поиграем. Сначала разложите предметы по разным тарелкам. В тарелку с надписью «да» вы будете складывать те предметы, которые будут по-вашему притягиваться магнитом, а в другую тарелку с надписью «нет»- остальные.
Дети берут предметы и раскладывают.
-А сейчас возьмите магнит и проверьте, правильно вы разложили предметы или нет?
-Из чего сделаны предметы, которые притягивает магнит? (ответы детей).
(среди предметов есть металлическая пуговица и она не притягивается).
-Не все металлы притягиваются магнитом : медь, серебро, алюминий, золото.
Вывод: железные предметы притягиваются магнитом.
Ф/ минутка или задание: найдите в группе все предметы, которые притягиваются магнитом. (дети свободно передвигаются по группе и находят железные предметы).
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Сначала педагог показывает опыт с магнитом и скрепками.
-Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
(задание выполняют дети)
-Попробуйте убрать магнит, чтобы цепочка не распалась (дети выполняют задание).
-Почему цепь не распалась? (ответы детей)
Теперь скрепка сама стала магнитом. Скрепка стала обладать свойством магнита. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
( Вывод: магнитные свойства можно передать другому железному предмету.)
-А сейчас сложите несколько скрепок на пластину и поднесите магнит. Двигайте им в разные стороны, что происходит? (ответы детей)
-Почему это происходит?
Вывод: действие магнита осуществляется через среду, в данном случае через пластиковую пластину.
-Я вам задам задачку, над которой нужно подумать.
-Поставьте стакан с водой перед собой, опустите одну скрепку в воду. Ваша задача – не замочив магнит и пальцы достать скрепку из стакана.
(Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды).
(дети проводят эксперименты и делают вывод).
Вывод: Свойство магнита проявляется и в воде и через стекло.
-Скажите, пожалуйста, где человек использует свойства магнита?
-магнитные держатели у шкафов
-в холодильнике (дверь)
-в детских игрушках (магнитный конструктор)
-декоративные магниты
-компас
- на производстве (большими магнитами поднимают тяжелые грузы)
Итог:
-Мы сегодня узнали о свойствах магнита, давайте их назовем:
-притягивает железные предметы
-притягивает на близком расстоянии
-притягивает через тонкие предметы
-магнитные свойства используются везде
-Я предлагаю еще раз вспомнить определение магнита.
-А с магнитами можно играть. Я приготовила для вас игры с магнитами.
Педагог знакомит с правилами игр и благодарит за активное участие в проведении опытов.