Надежда Коковина
«Путешествие в страну Математики. Состав числа из двух меньших». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы: Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
1. Название работы: Занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математики».
2. Предмет (предметная область): Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).
3. Участники: воспитанники (6-7 лет).
4. Аннотация: Данное занятие по формированию элементарных математических представлений разработано для детей подготовительной к школе группы с цель закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Цель занятия: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные: Закреплять умения детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 на наглядной основе); составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, при решении задач пользоваться знаками действий плюс (+, минус (-) и знаком отношения равно (=); закрепить знание геометрических фигур, определять пространственное расположение предметов. упражнять в счете в пределах 10; закрепить состав числа в пределах 8 из двух меньших чисел; закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев года; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Развивающие: Развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию, графические навыки, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать координацию движений, речь; способствовать развитию у детей самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
Воспитательные: Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать интерес к математике.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.
Методы и приемы: игровой (использование сюрпризных моментов, наглядный (использование мультимедийной презентации, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия и практический.
Оборудование: карточки с заданиями, билеты – карточки с цифрами, лепестки для «Цветка настроения», простые карандаши, ластики, листы бумаги в крупную клетку.
Ход занятия:
Организационно – мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а необычное оно потому, что к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся и улыбнемся, им будет приятно.
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Доброе утро!
Ребята, сегодня утром я по почте получила письмо от королевы Математики. Давайте достанем его и прочитаем : «Здравствуйте, дорогие дети, я слышала, что осенью вы собираетесь в школу, очень хочу с вами познакомиться, и проверить ваши знания, но попасть ко мне непросто: вам нужно показать свои математические знания, и умения. Если вы с заданиями справитесь, то вас ждет приятный сюрприз. Желаю удачи!»
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в гости к королеве Математики, и выполнить все ее задания?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Чтобы быстрее до нее добраться нам понадобится транспорт, давайте его «построим». Проходите за столы. Перед вами карточки с пронумерованными точками. Для того, чтобы узнать на каком транспорте мы поедем, вам нужно правильно соединить цифры с точками по порядку (д/у «Соедини точки по порядку»). Возьмите простые карандаши и приступайте к работе. Что получилось? Поезд! Правильно, мы поедем на поезде. Для поездки вам нужно взять билет!
Основной этап:
Воспитатель: Подойдите и возьмите на столе билеты (билеты с цифрами от 1-10) с номером места и встаньте друг за другом по порядку чисел (д/у «Расставь цифры по порядку»). Проходите в вагон и занимайте места. (Дети встают друг за другом, в зависимости от цифры на карточке - билете). Полина, у тебя какой номер билета? А у тебя Иван? Мария, посчитай по порядку правильно ли стоит Тимофей и Никита На котором месте стоит Максим?
Чтобы нам пройти в вагон, нужно посчитать до 10.
Начнёт считать Маша, продолжит Тимофей и т. д.
Проходим в вагон и занимаем места в соответствии с билетом (садятся за столы). Все заняли свои места можно отправляться в путь.
Мы с вами посчитали вместе до 10, правильно? Давайте попробуем теперь посчитать до 20 (можно хором). Молодцы!
Чтобы поезд тронулся нужно дать обратный отсчет от 10 до 0.
Вот мы с вами и отправились в путь.
1 станция «Разминка»
Воспитатель: У меня есть веселые математические загадки. Вы разгадайте, а я послушаю, правильно ли вы отвечаете.
Сколько ушей у двух ежей? (4)
Сколько хвостов у четырех котов? (4)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Сколько ушей у двух кошек? (4)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько орехов в пустом стакане? (0)
Сколько дней в неделе? (7)
Какой день наступит после среды? (четверг)
Какой день перед вторником? (понедельник)
Бывает круг с тремя углами? (нет)
Сколько всего времен года? (4)
Сколько хвостов у двух котов? (2)
Сколько углов у квадрата? (4)
Сколько глаз у совы? (2)
Сколько углов у круга(0)
2 станция «Соседи»
(Карточки- домики состав чисел). Ребята, какие числа могут жить в домах под номерами 3, 4, 5? Ребята, расселите правильно жителей этих домиков. Давайте впишем числа в пустые клеточки в ваших карточках. Дети работают по карточкам, вписывают нужные числа в пустые клеточки. Молодцы! Кто справился с заданием, поднимите руку, а у кого возникли сложности? (дети показывают результат своего решения).
Коллективная проверка у доски. Хорошо ребята вы поработали. Вы справились с заданием.
3 станция «Спортивная»
Физкультминутка
- Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали -1,2,3,
Ножками потопали -1,2,3
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
Гимнастика для глаз (аудиозапись «Шум прибоя»)
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Ребята, послушайте, как шумит ветер и плещутся волны.
4 станция «Веселые задачки»
Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).
Посмотрите на экран и придумайте задачу. В вазе лежало 3 яблока, положили еще 3. Сколько яблок стало? Где в этой задаче условие? Как звучит вопрос? Найдите решение, которое подходит к этой задаче. Прочитай решение. Давайте составим еще задачу, обратную этой, на вычитание. В вазе было 6 яблок, 3 съели. Сколько яблок осталось? Спросить у детей, где условие, вопрос, и какое решение подойдет к этой задаче.
- Где в этой задаче условие?
- Как звучит вопрос?
Составьте решение с помощью цифр и знаков (один у доски)
- прочитай решение.
Ребята, королева Математика прислала вам задачи, а решать мы с вами их будем устно. Но сначала давайте вспомним, из чего состоит задача. (ответы детей: условие, вопрос, решение и ответ).
- А сейчас я предлагаю решить вам задачу. У Миши было 3 конфеты, а у Саши 4 конфеты. (Ответы детей: это не задача, так как здесь нет вопроса). Правильно, ребята. Я сейчас сама придумаю вопрос к этой задаче. Слушайте внимательно. У Миши было 3 конфеты, а у Саши 4 конфеты. Сколько всего конфет у детей, если одну конфету они дали мне? (6 конфет) Слушайте другую задачу. Сколько карандашей в коробке? (ответы детей: это тоже не задача, так как нет условия) И здесь вы правы, ребята. Подумайте и придумайте сами условие к этой задаче. (В коробке 5 цветных карандашей и 1 простой карандаш. Сколько карандашей в коробке)
- Ну, а теперь я предлагаю вам решить ёще одну задачу. Слушайте очень внимательно. На одной берёзе росло 3 яблока, а на другой берёзе – 5 яблок. Сколько яблок росло на двух берёзах? (ни одного).
- Ребята, в конверте осталась ещё одна карточка. Посмотрите внимательно, что на ней изображено? (ответы детей).
- Правильно, ребята. У вас на столах точно такие же листочки с заданием. Возьмите, пожалуйста, простые карандаши и соедините точки с цифрами между собой по порядку. Какие геометрические фигуры получились? (ответы детей).
Молодцы, справились и с этим заданием!
Ребята, мы отправляемся к следующей станции.
5 станция «Быстрого счета»
(карточки примеров)
Дети, предлагаю вам проверить, как быстро вы умеете считать. Для этого нам понадобятся математические веера. Я читаю пример – вы мне отвечаете с помощью вееров.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
(садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)
Нам пора отправляться дальше.
Продуктивная деятельность
Игровое задание «Графический диктант «Ключ».
Ребята, чтобы попасть во дворец Королевы Математики, нам нужен ключик. И Полина сейчас его поможет нам его изобразить с помощью графического диктанта.
Полина, будь внимательна: отсчитываем от красной точки, столько клеток, сколько я скажу. Дальше действуй по инструкции. И так, пока не дойдём до ключика. Игра начинается:
1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх, 12 клеток влево, 1 клетка вверх.
(Ключик)
Воспитатель: Отлично! Молодец По! Вот какой у нас получился ключик от замка.
Заключительный этап:
Воспитатель: А вот и сюрприз, который королева приготовила для вас! Всем она дарит пятерки. (Воспитатель достаёт коробочку с медальонами «пятерками» и вручает детям). Старайтесь учиться в школе на одни пятерки и тогда вы узнаете ещё очень много нового и интересного.
- Ну, что ж, к королеве математики мы сходили в гости, призы свои забрали, теперь нам надо вернуться в детский сад, обратно к себе в группу.
Но прежде, чем вернуться проведем небольшая
«Умственная разминка»
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
-Короче линейки.
-Если стол выше стула, то стул?
- Ниже стола.
-Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Уже дороги.
- Сколько концов у двух палок?
- У двух палок 4 конца.
- Если сестра старше брата, то брат?
- Младше сестры.
Молодцы!
Ребята, а как же нам теперь вернуться в детский сад, в нашу группу? Может с помощью волшебства? Давайте произнесем заветные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в детском саду очутись!
Вот мы и в детском саду.
Ура! Получилось!
Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Рефлексия: Вот мы и вернулись, сядьте правильно, спина ровная и давайте вспомним:
Где мы были сегодня?
Что делали?
Что понравилось?
Что вам показалось трудным?
Какую дорожку ты выбрал, чтобы вернуться?
На каком транспорте ездили?
Всем большое спасибо, вы большие молодцы!
Ребята, а с каким настроением сегодня прошло наше занятие? Давайте ваше настроение мы отобразим на нашем цветке настроений. Выберите понравившейся вам цвет лепестка, и прикрепите его к цветку. (Дети выбирают понравившейся им цветной лепесток и прикрепляют его к цветку).
Посмотрите ребята, какой красивый получился наш цветок! (воспитатель показывает готовый цветок, называет по имени ребёнка и спрашивает).
Воспитатель: Почему ты выбрал этот цвет? (Ответы детей).
Воспитатель: Отлично. Мы узнали, какое у нас сегодня настроение после путешествия.