Наталия Павленко
НОД «Путешествие в тундру» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в тундру
Цель: Формировать представление воспитанников о северных широтах
(особенности климата, природы, жизни человека, развивать монологическую и диалогическую связную речь старших дошкольников.
Задачи :
1. Расширять знания детей о климатических зонах и их особенностях (тундра);
2. Расширять понятийный и активный словарь воспитанников (мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, полярная ночь);
3. Развивать связную речь средствами мнемотехники (описательный рассказ по моделям);
Публикация «НОД „Путешествие в тундру“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
4. Формировать познавательные способности средствами решения проблемных ситуаций;
5. Познакомить детей с новым материалом и техникой изображения (пастель);
6. Воспитывать эмпатию, толерантность к людям другой национальности,
любовь к природе.
Материалы: Мягкие модули, демонстрационный материал с изображением тундровой зоны, национальной одежды, животных Севера; карта России; маска солнца для игры; модели; разрезные картинки (медведь, олень); макет льдинки, видео запись (северное сияние, аудио запись мелодии, пастель.
Предварительная работа: знакомство детей с художественной литературой о тундре; заучивание стихотворения ; художественное творчество по теме (аппликация).
Содержание НОД :
В. : - Ребята, сегодня перед входом в нашу группу я нашла льдинку. Как вы думаете, откуда она здесь? (Ответы детей).
- А где находится царство льдов и снегов? (Ответы детей).
- Я предлагаю доставить льдинку домой в тундру. Заодно посмотрим, какая там природа, какие животные, какие люди живут и чем занимаются.
- Ребята, как можно добраться до тундры? (Ответы детей).
- Полетим на самолете. Помогите мне расставить посадочные места.
Дети и воспитатель расставляют мягкие сидения.
-Занимайте свои места. Посмотрите на карту России, вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра. Сюда мы с вами полетим.
- Ребята, кто рассказывает в самолете о полете, о погоде за бортом, сообщает о взлете самолета и его посадке? ( Предполагаемый ответ: стюардесса). Правильно, я буду стюардессой. Итак, пристегнули ремни. Самолет взлетает (Включить музыкальное сопровождение).
В. :- Чтобы скрасить время пребывания в полете, я прочту вам стихотворение:
На севере снега, мороз,
Суровая природа.
На небе хороводы звезд.
А солнца нет полгода.
(Н. Забила)
Наш самолет подлетает к тундре, а нам пора размяться:
Руки в стороны – летим,
И внимательно глядим.
Левое крыло вперед,
Правое крыло вперед.
Наш над тундрой самолет.
Он взлетает выше – выше,
Уж не видно чума крыши.
Давайте вспомним, что мы знаем о тундре. (Возможные рассказы детей).
В. : - Правильно. А летом, наоборот, солнце светит круглые сутки, светло бывает даже ночью - это полярный день.
Дети, мы летим вдоль берега Ледовитого океана, каких животных мы могли бы увидеть? (Ответы детей).
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации.
В. : -Кроме иллюстраций у меня есть фотографии животных (достает разрезные картинки). Ребята, кто- то испортил их. Надо срочно их склеить. Помогите мне, пожалуйста, собрать фотографии и расскажите, кто на них запечатлен.
В. : - А теперь разделимся на команды, каждая команда будет собирать свои фотографии (Две картинки с изображением оленя и белого медведя). Давайте составим описательные рассказы об этих животных. Рассказывать будете, используя модели.
План рассказа:
1. Кто это?
2. Где живет?
3. Строение туловища
4. Чем питается?
5. Жилище
6. Детеныши
Выслушиваются рассказы детей.
В. :- Молодцы. Справились с заданием. У меня есть знакомый журналист, попрошу его напечатать ваши рассказы в газете «Крайний Север». Продолжаем полет, и я предлагаю размяться:
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями).
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягиваем руки вперед и тянемся вверх).
Мои руки – это крабы (растопыриваем пальцы и шевелим)
Плавают туда- сюда (движение рук из стороны в сторону).
В. : -Ребята, наш самолет идет на посадку. Внимание! Снижаемся, приземлились. Выходим из самолета. Осмотритесь, наконец, льдинка доставлена на Родину. Ребята, давайте положим льдинку в озеро. (Использовала синюю шелковую ткань для имитации озера).
В. : - Что – то никого не встречаем, может, в тундре не живут люди? Скажите, какие народы живут на Севере? (ответы детей). - На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей. (Показ иллюстраций).
В. :- Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но, ни за что не променяют свою землю ни на какую-то другую. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.
Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой.
В. : -Народы Севера научили меня играть в новую игру. Игра «Хейро» - Солнце. Оно так редко здесь появляется, что все ему рады (объяснить правила игры).
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят «Солнце». На ведущего надевают маску Солнца, он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. Все игроки должны увертываться от Солнца при его поворотах.
В. :- Пока мы резвились, уже ночь наступила. Посмотрите, какое красивое зрелище. Это северное сияние. (Слайд с изображением сияния). Давайте послушаем стихотворение о нем.
Это что за радуга,
Радуга лучистая.
Не стоит на месте.
Прыгает игристая.
Льется разноцветная,
Пламенем сияет
И в мороз трескучий
Небо украшает.
(А. Пичков)
В. :- Пора возвращаться. Занимайте свои посадочные места. До свидания тундра, до свидания льдинка. (Музыкальное сопровождение). Ребята наш самолет совершил посадку. Вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
- Что особенного в природе Крайнего Севера?
- Как называется коренное население тундры?
- Как называется их жилище?
- Чем занимаются чукчи зимой? Летом?
- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?
В. :- Ребята, у меня есть удивительные мелки, называются они пастель. С их помощью можно нарисовать широкие и узкие полосы, мелки можно растушевать. Используя различные цвета пастели, вы можете передать свое настроение в рисунке. Помните, мы сделали аппликации? Я предлагаю украсить ночное небо тундры на наших работах.
Все необходимые материалы дети берут в центре активности по художественному творчеству. Воспитатель напоминает о необходимости надеть нарукавники.
В. :- Ребята, ваши работы очень красивы. Понравилось рисовать пастелью? (Ответы детей). Давайте оформим выставку и обсудим оформление ваших аппликаций.