Ирина Тимошенко
«Путешествие в страну времени». Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование представлений о цикличности временных отрезков (с использованием наглядного материала, о текучести времени и его необратимости.
Задачи: - учить определять время по часам;
- закреплять представления о временах года, их последовательности;
- закреплять знания названий месяцев года, о том, что 1 год это 12 месяцев, 1 месяц – 4 недели, 1 неделя – 7 дней;
- закреплять понятия «раньше», «потом», «позже», «после этого»;
- развивать фантазию, сообразительность, логическое мышление.
Ход занятия:
Дети встают в кружок.
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас в группе остановились часы. Мы уже позавтракали, убрали со столов. Привели себя в порядок. А на часах все одно и тоже время. Что бы это могло быть? Вы не знаете?
Ответы детей: часы остановились, сломались, испортились.
Воспитатель: А что в таких случаях делают?
Ответы детей: ремонтируют, чинят, относят в часовую мастерскую.
Воспитатель: Скажите, а вы знаете кто ремонтирует часы?
Ответы детей: часовой мастер, часовщик. (Если не скажут, рассказать и закрепить в итогах)
Воспитатель: Правильно. Скажите, а зачем нам нужно ремонтировать часы? И вообще, зачем нам нужны часы? И как бы мы жили без часов?
Ответы детей: Чтоб знать точное время. Без часов мы бы не смогли определить точное время и всегда бы опаздывали.
Воспитатель: Я знаю одного мастера у него золотые руки. Это Хранитель Времени. Он живет в стране Времени. Чтоб попасть к нему нужно произнести такие слова:
Все часы идут вот так:
Тик — так, тик — так.
Час за часом, день за днем.
В страну Времени попадем.
(Дети повторяют слова.)
Появляется Хранитель Времени. (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: А вот и он. Здравствуй уважаемый Хранитель Времени. Мы пришли к тебе с просьбой. Помоги нам починить часы. Они у нас остановились.
Х. В. : Здравствуйте. К сожалению, я не могу вам помочь. Волшебник Часолом остановил часы во всей стране. Поэтому и ваши часы остановились. А чтобы Часы вновь пошли нужно выполнить задания. Но я уже стар и мне очень нужна помощь. Вы поможете мне?
Воспитатель: Ребята, поможем Хранителю Времени? (Да) .
Из мешка Х, В. достаём первое задание.
Воспитатель: А вот и первое задание. Какие виды часов вы знаете?
(Дети передавая песочные часы друг другу по очереди называют виды часов: песочные, башенные, механические, электронные, настенные, настольные, наручные, солнечные, часы — кулоны, кольца) .
Воспитатель: Молодцы вы справились с первым заданием. Сложно было? (Нет). Давайте посмотрим на второе задание.
Воспитатель: Смотрите, а вот и второе задание:
Хранитель Времени хочет узнать знаете ли вы времена года?
Необходимо отгадать загадки, а ответ изобразим на доске.
Королева ледяная
Мчится в ледяной карете, и её сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга колкая, поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели. (зима)
Если снег темнеет, тает,
И орешник расцветает,
И серёжки у осины,
Плывут по речке льдины,
Лес очнулся ото сна
Значит к нам пришла. (весна)
Бродит тропкой полевой,
Дарит нам букеты,
Яркий свет, палящий зной.
Что же это?. (лето)
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
нам оставляет дожди и туманы. (осень)
Воспитатель задает вопросы и передает песочные часы.
- какое время года наступает после зимы?
- какое время года наступает после лета?
- когда начинаются занятия в школе?
- что бывает раньше зима или весна?
- что бывает позже осень или лето?
- весна раньше лета, а осень позже (лета)
- зима раньше весны, но позже. (осени)
- осень наступает до зимы, а зима после (осени)
- лето раньше осени, а осень раньше (зимы)
А теперь скажите, какие зимние месяцы вы знаете?
Месяцы какого времени года я буду называть: июнь, июль, август?
- сколько месяцев в году?
- сколько недель в месяце?
- сколько дней в недели?
- какой сегодня день недели?
- какой день недели будет завтра?
- какой день недели был вчера?
Мы отправились в путешествие в понедельник, а вернулись через два дня на третий. Какой это будет день недели?
- Какой день наступает после четверга? Какой день идёт потом? Какой день идёт раньше среды? Сначала идёт понедельник или среда,
-Маша уехала к бабушке в пятницу, а вернулась через два дня на третий. В какой день она вернулась (в понедельник)
Вы знаете, что в году 4 времени года, в каждом-3 месяца, в каждом месяце 4 недели, а в недели 7 дней.
А теперь составим модель года.
В-ль выкладывает круг, раскрашенный в 4 цвета: белый, зеленый, красный, желтый.
Это год. Как вы думаете, что означает его цвета?
- сколько месяцев в каждом времени года? (3)
На столе лежат 12 разноцветных кружков. Как вы думаете, что каждый из них означает?
Давайте, разложим эти круги в соответствии с тем временем года, к которому они относятся.
Дети выкладывают.
Воспитатель: Молодцы вы справились со вторым заданием! Хорошо потрудились, а теперь и поиграем.
Дети встают в полукруг перед столами, на безопасном расстоянии.
Игра –разминка «Весёлая неделька» :
В понедельник я купался, (дети показывают движения)
А во вторник- рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг – в футбол играл,
В пятницу я бегал, прыгал, очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье – целый день я отдыхал! (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель: Давай помогать дальше, а вот и третье задание. Дети проходят за столы.
Загадка:
Вчера было,
Сегодня –есть,
Завтра будет. (время)
Человек всегда хотел измерить время. И он придумал для этого специальные приборы- часы. Вы уже знаете много видов часов. А теперь рассмотрим макет часов.
Посмотрите, у часов есть 2 стрелки: большая и маленькая. Целый круг большая стрелка пробегает – прошел час, половина круга-полчаса, четверть круга- четверть круга. Но стрелка может пробежать не один круг, а несколько кругов. Для того, чтобы это отметить, используют цифры и еще одну маленькую стрелку, которая будет их отсчитывать. Круг на котором написаны цифры и по которому двигаются стрелки, называется циферблатом.
- сколько на циферблате цифр?
А теперь я покажу, как по часам определять время. Большая стрелка начинает свое движений по кругу сверху, где написана цифра 12. Вот она прошла полкруга. – как вы думаете, сколько времени прошло? (полчаса)
- а если большая стрелка прошла целый круг, то прошло сколько времени? (час)
Количество пройденных кругов большой стрелкой отсчитывает маленькая стрелка. Значит мы ее должны поставить на цифру 1. Видите, теперь большая стрелка снова продолжает свое движение по кругу. И прошла весь круг целиком, т. е. пошел еще час, а всего 2 часа. Значит, маленькая стрелка должна передвинуться на какую цифру? (2) если большая стрелка пробежала 3 полных круга, сколько часов покажут часы? (3)
Покажите, как будут расположены стрелки.
А теперь скажите, какое время покажут часы, если стрелка пройдет 2 полных круга? 5 кругов? 7 кругов?
Воспитатель: молодцы, пришло время следующего задания.
Определите, какой части суток не хватает.
Ребята, посмотрите это часы, но здесь не хватает самого главного – циферблата. Чтобы его починить нужно ответить на вопросы.
1 В этом отрезке 60 секунд.
2 В этом промежутке времени целых 12 месяцев.
3 Что длится 7 дней.
4 Темное время суток.
5 Светлое время суток.
6 Их двенадцать в году.
7 Они показывают время.
(По мере угадывания слова части циферблата соединяются в)
Воспитатель: У нас получилось собрать часы? А что это значит? Это значит, что мы справились с заданием.
Х. В. : Спасибо ребята вы мне очень помогли. Теперь все часы работают. Послушайте. (Раздается тикание часов). А значит и ваши часы теперь в порядке. До свидания.
Воспитатель: Пора и нам возвращаться в детский сад.
1, 2, 3, 4, 5
Возвращаемся назад.
(Дети повторяют слова.)
Ну вот мы и дома.
Воспитатель: Давайте проверим идут ли наши часы. (Часы идут, показывают правильное время) .
Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что усвоили? (всё надо делать во время)
- Что понравилось, не понравилось?
-Хорошо ли мы потрудились?
- Оценка работы с похвалой и замечаниями.