Нина Александровна Волкова
НОД «Путешествие в лес»
▼ Скачать +Заказ
«Путешествие в лес».
Форма проведения. Виртуальное путешествие.
Задачи. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Рассказать детям о пользе леса в жизни человека и животных. Закреплять знания о правильном поведении в лесу. Обогащать речь детей названиями деревьев, кустарников.
Публикация «НОД „Путешествие в лес“» размещена в разделах
Материалы к деятельности. Презентация «Леса России», оборудование для демонстрации презентации.
Ход деятельности.
1. — Дети, вы когда-нибудь были в лесу? (ответы детей).
— Я очень люблю лес! Я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Вы согласны? (ответы детей).
2. Путешествие.
Презентация «Леса России».
— Дети, вы знаете, что такое дерево? (ответы детей).
— Деревья – это добрые великаны, выше мамы, выше папы, выше дома твоего. Деревья– это высокие растения, у которых один толстый твёрдый ствол, много твёрдых толстых веток и тонких веточек, много листьев. Деревья расту везде: в деревне и в городе. Но больше всего деревьев в лесу. Лес – это страна добрых великанов, страна деревьев.
Россия – лесная сторона, растут у нас разные леса. Есть небольшие леса. Берёзовая роща красива и светла.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
А. Прокофьев.
— Берёзу везде мы встречаем, символом России считаем. В старину Берегиней берёзу назвали, от беды людей берёзы оберегали. Дарит берёза чистоту и красоту, исполняет девичью мечту. Пожилым здоровье поправляет, в холодные зимы обогревает. Что даёт берёза людям? (ответы детей).
— На севере нашей страны тайга, из хвойных деревьев состоит она. Ели, пихты, лиственницы, кедры и сосны в тайге растут, хвойными деревьями их зовут. Вместо листочков у них хвоя, зимой и летом зелёная она. В еловом лесу мрачно и темно. В сосновом бору просторно и светло.
Лиственные леса южнее растут, много деревьев разных тут. Дуб, клён, липа, тополь, ива, осина, рябина, ясень, берёза, яблоня. Много деревьев в лесах вырастает, богатством лес нас удивляет. В лесу не только среди деревьев гуляем, но и кустарники мы встречаем. Кустарники – это невысокие растения, у которых много тонких твёрдых стволов, тонких веточек, листьев. Калина, малина, боярышник, орешник, бузина.
Там где хвойные и лиственные деревья встречаются, смешанные леса получаются. Летом леса зелены, зимой засыпают они. Дети, зачем нужны леса? (ответы детей).
— Лес животных и птиц укрывает, кормит их и защищает. Лес и людям помогает, кормит их, обогревает. Нужно лес нам защищать, не рубить его и не сжигать. Добрых великанов дети оберегайте, ветки деревьев не ломайте.
Мы хотим жить в мире с природой,
Будем её друзьями,
Будем её любить и защищать.
Мы – друзья природы.
— Дети вы согласны со мной? (ответы детей).
Физкультминутка «Лес».
— Дети, повторяйте, пожалуйста, движения за мной. Педагог читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес! Дети идут за педагогом змейкой по группе, встают в круг.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу. Руки вверх, встать на носочки, покачать руки влево - вправо.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу. Встать в исходное положение, руки опустить вниз, затем приподнять и встряхнуть кисти.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. Руки в стороны, машем как крыльями.
Как они плавно садятся, покажем –
Крылья сложили назад. Руки назад, присесть.
Птицы взлетели,
Домой полетели. Дети встают, возвращаются на свои места.
3. Беседа.
— Дети, что такое дерево? (ответы детей).
— Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (ответы детей).
— Что такое хвоя? (предположения детей).
— Хвоя – это лист–иголка. Лист – иголка не боится мороза, поэтому все хвойные деревья зимой стоят зелёные. Но есть одно хвойное дерево, которое тоже осенью сбрасывает свои листья. Кто знает, как называется это дерево? (ответы детей).
— Это дерево называется лиственница. А какие ещё хвойные деревья вы знаете? (ответы детей). Педагог показывает файл №11из презентации «Леса России».
— Дети, какие лиственные деревья вы знаете? (ответы детей).
— Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Педагог показывает файл №16 из презентации «Леса России».
— Какое дерево самое высокое? (тополь).
— Какое дерево самое низкое? (яблоня).
— Какое дерево крепкое, кряжистое? (дуб).
— Какое дерево белоствольное? (берёза).
— Какое дерево помогает пчёлам в приготовление липового мёда? (липа).
— Какое дерево кормить всю зиму птиц и животных ягодами? (рябина).
— Какие деревья растут на участке нашего детского сада? (ответы детей).
— Какое дерево вам нравится? (ответы детей).
— Дети, что такое кустарник? (ответы детей).
— Чем деревья отличаются от кустарников? (ответы детей).
— Какие кустарники вы знаете? (ответы детей).
— Дети, что дарит животным и людям лес? (ответы детей).
— Лес защищает и оберегает всё живое. Как он это делает? (ответы детей).
— Лес кормит животных и людей. Как он это делает? (ответы детей).
— Лес обогревает животных и людей. Как он это делает? (ответы детей).
— Дети, как люди оберегают леса России? (ответы детей).
— Напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лесу (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.
В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
Не шумите в лесу! Громкая музыка, шум, крик пугают птиц, зверей, они покинут свои норы и гнёзда. Нужно уметь слушать волшебные звуки леса.
Не срывайте полевые и лесные цветы! Не уничтожайте редкие цветы! Букеты можно составлять только из садовых цветов. Полевые и лесные цветы не стоят в букетах, они быстро вянут. Многие лесные цветы занесены в Красную книгу, например ландыши. Ландыши – лекарственное растение.
Не разоряйте птичьи гнёзда! Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птицы почувствуют чужой запах и могут бросить это гнездо.
Не забирайте из леса домой животных! Забирать животных из леса — опасно для их жизни. Лес их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
Не разоряйте муравейники! Муравейник – дом муравьёв. Муравьи - санитары леса. Они рыхлят почву, уничтожают вредителей.
Не обижайте насекомых! Не ловите бабочек и стрекоз! В лесу живёт много полезных насекомых. Бабочки опыляют растения, стрекозы уничтожают вредителей. Сохраняйте паутину — это дом паука.
Не обижайте змей! Змеи опасны для людей, но нужны в лесу. Они санитары леса и воды.
Не вырывайте растения с корнем! Из корней на следующий год вырастут новые растения.
Не портите несъедобные грибы. Все грибы помогают расти деревьям. Мухоморами питаются белки, лоси, сороки.
Не ломайте ветки деревьев! Деревья живые! Ветки с листьями помогают им дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много деревьев, легко дышится.
Не повреждайте кору на деревьях! Кора дерева – это как кожа у человека. Деревья живые, без коры деревья долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
Не разжигайте костёр в лесу! Дерево очень хорошо горит. Искры от костра попадут на деревья, загорится весь лес, погибнут растения, животные, птицы и люди.
Не бейте стекло в лесу! Не оставляйте мусор! Лес – это дом для животных и растений, в котором всегда должно быть чисто.
— Дети, помните, каждый человек должен стремиться сохранить леса своей Родины.
4. — Дети, что новое, интересное вы узнали? (ответы детей)
— О чём бы вы хотели ещё узнать? (ответы детей)
— Спасибо, дети, наше путешествие мне понравилось. Вы молодцы!