наталья нелюдимова
НОД с использованием сенсорной комнаты «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка подгрупповой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»с использованием сенсорной комнаты
«Космическое путешествие».
Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей в специализированных детских садах и группах для дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Публикация «НОД с использованием сенсорной комнаты „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Возрастная категория: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Познавательное развитие: развитие интересов ребенка, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Физическое развитие: развитие ловкости, подвижности, координации движений и мелкой моторики.
Художественно – эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия мира природы через звуки природы.
Социально– коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, формирование готовности к совместным действиям со взрослым, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного речевого развития, обучения и социализации детей с ОВЗ.
Образовательные задачи:
- Создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального фона в комнате;
-Принятие правил группы;
-Достижение состояния релаксации;
- Закрепление знаний по теме «Космос»;
- Закрепление навыка самооздоровления, посредством проведения пальчиковой гимнастики и двигательных минуток.
Коррекционные задачи:
Развитие у детей зрительного, слухового, тактильного восприятия;
Развитие внимания, памяти, воображения;
Развитие связной речи:
-умение составлять распространенные предложения;
-стимулировать детей к речевым высказываниям.
Развитие моторики:
-развитие координации речи с движениями;
-развитие мелкой моторики пальцев рук.
- развитие зрительно-пространственного восприятия.
Развитие лексико-грамматического строя речи:
-учить образовывать однокоренные слова, существительные мн. ч., Р. п.
-учить согласовывать существительные с числительными
Воспитательные задачи:
-Формирование положительной установки на участие в занятии.
- создание ситуации успеха;
- воспитание чувства ответственности, навыка самоконтроля, взаимопомощи, патриотизма.
Методы и приемы:
- практические: Развитие мелкой моторики «Барометр настроения», «Что внутри?», «Запуск ракеты». Массаж массажными ковриками «Полет в космос», выполнение упражнения самооздоровления «Невесомость».
-наглядные: рассматривание картин «Космос», пузырьковая колонна, проектор «звездное небо»
-словесные: рассуждения, ответы на вопросы, заучивание стихотворений, текстов пальчиковых минуток, договаривание текста по смыслу.
Предварительная работа: беседа о сенсорной комнате, знакомство с комнатой и интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты. Разучивание стихов.
Материалы и оборудование:
• маты напольные, сухой душ
• сенсорная дорожка,
• пузырьковая колонна, проектор «звездное небо»
• пуфик-кресло с гранулами,
• колонки, музыкальные диски
• модуль с манкой
• мешочки с различной крупой
• массажный мяч, корзинки
• макет Земли
• картинный материал «космос»
Список используемой литературы.
1. Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате. ООО «МисэН»
2. Темная сенсорная комната — мир здоровья : Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 394 с.
3. Журнал Обруч. Дошкольное и начальное образование. №2, 2011г
Ход занятия.
Организационный момент. Активизация внимания детей, создание эмоционального фона.
[Логопед встречает детей в дверях СК и организует приветствие. ]
Логопед : Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня отправимся в необычное путешествие в этой волшебной комнате.
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? [Дети разуваются, заходят в СК и подходят к коробу с манкой].
Упражнение «Барометр настроения». Развитие мелкой моторики.
[Каждый ребенок на песке (манке) рисует своё настроение (Смайлики-веселые, грустные, задумчивые)при этом проговаривает стих-е]
Прекрасно всё на небе.
Прекрасно на земле.
Прекрасно всё на свете.
Прекрасно всё во мне!
Упражнение «Отгадай-ка!»
Логопед: А сейчас ребята я загадаю вам загадки.
1). На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (ракете).
2). Освещает ночью путь,
Звездам не дает уснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна).
3). Планета голубая,
Любимая, родная,
Она – твоя, она – моя,
А называется … (Земля).
4). Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит … (Солнце).
Ребята, а вы догадались на какую тему все загадки? (ответы детей)
[Логопед предлагает вспомнить, какой праздник мы отмечали недавно (День космонавтики)].
Правильно ребята и сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие. Вы молодцы!
- Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Игра «Что внутри?». Развитие тактильных ощущений.
Логопед: Мы до обеда не вернемся на Землю, нужно будет подкрепиться в полёте. Я приготовила мешочки с космической крупой, но забыла, где какая крупа. Нужно наощупь определить, какая крупа лежит в мешочке.
- Что у тебя в мешочке? Какую кашу мы сварим из риса? (Мы сварим рисовую кашу) и т. д. [ Дети на ощупь определяют, какая крупа в мешочках и отвечают полными ответами. Используется крупа гречневая, рисовая, пшенная. ]
Упражнение «Полет в космос». Развитие воображения, фантазии и чувствительности, снятие эмоционального напряжения, развитие смелости и уверенности в себе.
Логопед: Ну все к полету готовы.
«Сегодня мы с вами полетим в космос. Но для начала нам необходимо попасть в ракету. Для этого у нас есть «волшебный лифт» (сухой душ, который нас перенесет в ракету». Пройти по трапу и занять космические кресла.
[Звучит космическая музыка. Дети по очереди заходят под сухой душ, задерживаются на несколько секунд, чтобы увидеть свое отражение в зеркале и выходят. Проходят по трапу (напольная сенсорная тропа) и занимают свои космические кресла (мягкие пуфы).]
Пальчиковая игра «Запуск ракеты». Развитие мелкой моторики.
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Д. : Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Л. : Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Д. : Есть, включить контакты!
Л. : Завести мотор!
Д. : Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «л», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1, ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
Упражнение «Невесомость». Развитие координации движения.
Логопед: (под музыку).
Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.
[Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости. ]
Визуализация «Путешествие на Голубую звезду». Релаксация.
[Спроецировано звездное небо, включены пузырьковая колонна и звёздное небо, звучит спокойная музыка. ]
Логопед: Наша родная планета – Земля. На ней живут животные, птицы, насекомые, люди. Люди любят мечтать и хотят знать, а есть ли у нас соседи в космосе? Сейчас помечтаем и мы…
[Дети усаживаются обратно на пуфы. ]
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в путешествие к загадочной Голубой звезде.
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, но наша цель – Голубая звезда….
Игра с «метеоритом» «Один – много». Развитие лексико-грамматического строя. (образование существительных Р. п., мн. ч.)
Слова-картинки: звезда, спутник, комета, планета, ракета.
Логопед: Ребята вот мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.
- Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты.
[ Дети встают в круг и передают друг другу массажный мяч и образуют множественное число существительных родительного падежа. Логопед каждому показывает картинку. ]
Игра «Голубая планета». Развитие тактильных ощущений.
Логопед: Мы продолжаем летать с вами в космосе. И вот она уже близко: яркая, голубая. Давайте произведем мягкую посадку. Давайте проверим ножками, какая на ощупь поверхность планеты: твердая или мягкая, шершавая, колючая или гладкая.
[Дети проходят по сенсорной тропе, логопед акцентирует внимание на то, что чувствуют ножки детей. ]
Игра «Сосчитай-ка». Совершенствование лексико-грамматического строя. (согласование числительных с существительными).
Логопед: Ребята посмотрите, перед нами океан, где нет воды. Камни, всюду камни: белые, желтые, голубые, синие, розовые, необычные… Давайте погрузимся в этот океан и соберем их.
[Логопед раздает детям корзинки и дает каждому задание, дети залезают в сухой бассейн и собирают свое количество камушек. Затем говорят: я собрал 2желтых космических камня, я собрал 5 красных космических камней и т. д. ]
«Волшебный фонтан» (пузырьковая колонна). Развитие зрительного внимания, воображения, памяти.
Логопед: «Ребята, мы продолжаем изучать Голубую звезду, посмотрите, что это такое? Это волшебный фонтан.
[Дети подходят к колонне, наблюдают за пузырьками, рассказывают, что видят (какие пузырьки, куда движутся, как меняется цвет).]
Игра «Семейка слов». Развитие лексико-грамматического строя.
(образование однокоренных слов).
Ребята давайте посмотрим с вами наверх, что мы там видим?
Дети: звезды, звездное небо.
Логопед: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Молодцы! Вы образовали правильные слова.
Визуализация «Путешествие на Голубую звезду». Релаксация.
Логопед: «Ну вот ребята! Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться на Землю».
Мы возьмем с собой все это: доброту, радость и чистоту. Мы поделимся ими с людьми на своей планете Земля. Садимся в ракету. [Дети усаживаются в мягкие пуфы. ]
Корабль взлетает. Мы улетаем с Голубой звезды. Мы летим в космосе. Голубая звезда становится маленькой звездочкой, которая ярко светит нам в просторах космоса.
Мы видим Землю. Медленно опускаемся на нее. Откройте глаза, потянитесь. Приземлились!
Приземление. Воспитание любви к Родине, гордости за свою планету.
Логопед:- Ура! Мы приземлились! Посмотрите, какая наша планета красивая! Я прошу вас выйти из ракеты и поздороваться с ней.
[Дети встают с пуфов и проходят к сухому душу, задерживаются в нем на секунду и проходят по сенсорной тропе. Дети подходят к модулю с песком (манкой) и прикасаются ладонью к макету земного шара и читают стихотворение. ]
Здравствуй, наша планета Земля!
Нет на свете прекрасней тебя!
Хоть весь космос вокруг облети-
Краше Родины мест не найти!
Окончание занятия. Подведение итогов. Оценка работы детей.
Логопед: Ребята наша земля не только красива, но и богата разными полезными ископаемыми. В недрах нашей земли спрятаны различные драгоценные металлы, камни. И для того, что бы их достать, нужно углубиться в недра Земли.
[Логопед убирает макет, а дети ищут в манке призы. ]
[Включается свет, выключается звездное небо и музыка. ]
- Наше путешествие закончилось. Мы вернулись на свою планету Земля, в родной детский сад!
Мы вернулись из космического путешествия не с пустыми руками, а с подарками. Нарисуйте в нашей ЗЕМНОЙ волшебной песочнице, какое сейчас у вас настроение.
Молодцы! Вы все хорошо занимались! Спасибо за дружное путешествие!