Светлана Ефимова
НОД «Путешествие по дням творения. День второй — Небо»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по дням творения. День второй - Небо»
для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»
Цель: духовно- нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.
Задачи: - продолжать ознакомление детей с устройством мироздания как процессом Божественного творчества; расширять представления о целесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира; расширять представления о мире природы как творении Божьем; уточнить знания о значении солнца, луны, звезд в жизни человека, о многообразии и взаимосвязанности творений окружающего мира; обогащать словарный запас детей понятиями духовно - нравственной культуры (Всемогущий Господь Бог, Отец Небесный, Божье творение, дни творения, благодать, красота Божественного мира); развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание, воображение; совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности, развивать таланты детей как Божественный дар; развивать умение видеть и художественно отображать красоту и гармонию Божьего творения; воспитывать творческую самостоятельность; совершенствовать навыки совместной творческой деятельности.
Публикация «НОД „Путешествие по дням творения, День второй — Небо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Методы и приемы:
1. Наглядные: отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
2. Словесные: объяснение; беседа; художественное слово, чтение.
3. Практические: постановка задания; планирование выполнения задания; оперативное стимулирование; контроль и регулирование; самостоятельная работа; анализ результата, рефлексия.
4. Игровые: загадки; пальчиковая гимнастика; подвижная игра.
Предварительная работа: показ презентации: «Небо. Облако»; подборка музыки; беседы, игры «Что такое небо»; наблюдения на прогулке: «Какая погода бывает»; прослушивание песен и музыки: «Времена года» П. И. Чайковского; инсценировка сказки и театрализация «Воздушное путешествие.
Оборудование: Диск с песнями по программе «Добрый мир». Листы формата А-4 голубого цвета. Краски, кисть, баночка с водой, салфетка. Музыкальный центр. Художественные иллюстрации Архипа Ивановича Куинджи.
Беседа перед прогулкой. Предварительная работа с детьми на прогулке. Работа в группе: закрепление пройденной темы (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 8, «Свет. День. Ночь». Рассказ «На кого похоже мое облако» (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 15). Рассматривание иллюстрации (Хрестоматия «Добрый мир» №1, стр. 15). Обсуждение прочитанного. Игра. Музыкальная деятельность: а) песня «Белые кораблики» Диск. Текст в Хрестоматии «Добрый мир» стр. 18.;
Рисование на тему «На кого похоже мое облако». Пальчиковая гимнастика. Беседа перед прогулкой: «Приглашение к путешествию».
Ход занятия:
Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения. Но сначала вспомним, как возник мир? Дети: Его создал Бог. Воспитатель: А кто из вас запомнил, как называется книга, в которой рассказывается про Бога? Дети: Библия. Воспитатель: Бог очень добрый и он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым, красивым.
Что Бог создал в первый день?
Дети: День, ночь.
Воспитатель: Правильно. День и ночь. Когда светло, это – день. Какой он? (ответы детей) Днем солнце светит (спряталось за облаками). «Отделил Бог свет от тьмы. Свету очень рады мы!». (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 10). Но «Ночь наступает, все замирает». «Какая тишина под звездами ночными! Земля освещена «Как … ими» (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 11). А когда светло, где гуляет солнышко? Дети: В небе.
Воспитатель: Да, ребята, и наше небо – облака и воздух. А что Бог сотворил во второй день, мы узнаем на прогулке. И теперь мы с вами собираемся в путешествие. И наше путешествие начнется с прогулки. Пока звучит музыка, песня «Дорога добра» сл. Ю. С. Энтина, муз. М. А. Минкова вы постарайтесь спокойно и правильно одеться. По - необходимости, я вам помогу. А теперь идем на наш участок, будем наблюдать за природой и играть. А после прогулки продолжим наше путешествие, но уже в группе: мы откроем книгу, возьмем кисти и краски, и наше путешествие станет еще интересней. Предварительная работа с детьми на прогулке. Задачи: дополнять и уточнять представления детей о признаках зимы, об изменении цвета неба; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы, развивать двигательную активность.
Воспитатель:
В первый день Бог сотворил свет - день и тьму - ночь, так появился день и ночь. Во второй день Бог сотворил небо - облака и воздух. Сотворил Бог в день второй Свод небесный, голубой. (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 12)
Что сотворил Бог во второй день? - Небо. – Что такое небо? - Облака и воздух. – Дети, посмотрите наверх, на небо. Какое оно сегодня? - Голубое, серое. «Небо чистое, голубое Небо доброе и родное. А еще оно какое?» (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 12).
Давайте понаблюдаем за облаками (дети рассматривают облака). Воспитатель: Что с ними происходит? Дети: Они плывут, изменяются. Воспитатель: Правильно. А теперь предлагаю поиграть в игру «Облако - коршун». (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 16). Задачи игры: развивать у детей ловкость, быстроту движений; закреплять правила игры; воспитывать выносливость, дружескую поддержку товарищу, взаимопомощь. Воспитатель:
Работа в группе.
Ребята, на прошлом занятии мы начали с вами удивительное путешествие с книгой. Мы узнали главные слова: Бог. Свет. Ночь. День. Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое дает нам свет. Ничего этого не было - все сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет! И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И он назвал свет днем, а тьму – ночью. Так появился день и ночь» (Хрестоматия «Добрый мир»№1 стр. 8) «Во мраке Божий Дух носился, Кругом был хаос, темнота. Вдруг луч надежды засветился - Луч первый жизни и тепла. Из вечной тьмы пришел рассвет, Сказал Господь (Бог) : - Да будет свет!» (Хрестоматия Добрый мир» №1 стр. 8) (на слова «Да будет свет!» дети открывают прикрытые ладошками глаза.)
Чтение рассказа «На кого похоже мое облако?» (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 15). Задачи: закрепить знания, полученные на прогулке; развивать интерес о дальнейшем происхождении Мира; воспитывать милосердие. Воспитатель: ребята, а какое из Божьего творения второго дня мы видели сегодня на прогулке? Дети: небо, облака. Воспитатель: на что были похожи облака? (ответы детей.). А сейчас послушайте рассказ «На кого похоже мое облако?» (Книга №1 «Прогулки по дням творения», «Как устроен мир Божий» Стр. 15.).
Обсуждение прочитанного. О чем рассказывается данном произведении? Что увидел Ваня в белом облаке? Что увидел Ярослав? Как вы думаете ребята, какое настроение было у этих мальчиков?
Рассматривание иллюстраций: «На кого похоже облако?» Задачи: развитие зрительного восприятия, обучение творческому рассказыванию, воспитание эстетического вкуса. (Автор композиций и пейзажа Архип Иванович Куинджи. Работы: «После дождя», «Облако над степью»); (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 17, 15). Воспитатель: ребята, что изображено на этой картине? Какие краски использовал художник? Как вы думаете, какое настроение художник пытался передать в этой картине? Воспитатель: давайте все вместе подойдем к окошку, посмотрим на небо и послушайте загадку «Чудеса» : (Хрестоматия «Добрый мир» №1 стр. 16.) «Посмотри в окно, какое Небо нынче голубое, А по небу, как по речке, Белые плывут овечки». Воспитатель: что это за овечки? (ответы детей). Конечно это облака. «Это чудо – облака, Лишь нахмурятся слегка, Сразу тучей обернутся, Чудо - дождиком прольются». Воспитатель: а как вы думаете, какими красками можно передать красоту неба? (ответы детей). Мы сейчас с вами возьмем кисти и краски и как художники попробуем изобразить всю красоту неба.
Творческая деятельность. Рисование неба на увлажненной основе (акварель) под музыкальное сопровождение. Песня «Белые кораблики» (Диск приложение к Хрестоматии «Добрый мир»№1, слова на стр. 18)
Задачи: развитие творческих способностей посредством художественно-изобразительной деятельности.
Пальчиковая гимнастика.
Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех вас очень я люблю!
(подушечки пальцев двух рук соединяются вместе, образуя кольцо) (ладошки открыты, движения влево-вправо) (круговые движения кистей рук) (руки соединяются вместе, пальцы расставлены в стороны) (руки перекрещиваются, обнимая себя за спину)
Итог и рефлексия:
Воспитатель: Вспомним, что мы видели на прогулке? Какое небо мы видели на прогулке? (ответы детей). Кто хочет рассказать о своих наблюдениях на прогулке? (желающие рассказывают). Давайте посмотрим на свои рисунки (дети рассматривают рисунки на доске). Как вам кажется, удалось вам передать краски осеннего неба? (ответы детей). Что сотворил Бог во второй день?
Дети: Небо.
Воспитатель:
Небеса, небеса, небеса.
Видит взор мой везде чудеса.
Там покой, чистота и краса.
Небеса, небеса, небеса. Воспитатель: ребята, вы молодцы. Хорошо сегодня потрудились и узнали много нового и интересного. И мы продолжим с вами новые путешествия, нас ждут новые «Прогулки по дням творения Бога». В Добрый Мир!
Совместная работа с родителями.
Детям с родителями предлагается провести наблюдение за вечерним небом и сравнить свои наблюдения с наблюдениями за небом в дневное время.