Наталия Меркулова
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Кому нужна вода»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №52»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
413105; Саратовская область, г. Энгельс, Орловская, д. 5; тел 95-67-80
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
«Кому нужна вода»
Подготовила:
воспитатель
Меркулова Н. С.
г. Энгельс 2021 г.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Педагогическое мероприятие с детьми: НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
Воспитатель Меркулова Наталия Сергеевна
Возраст 5 – 6 лет
Тема НОД «Кому нужна вода»
Образовательная область Познавательное развитие
Цель: формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
Задачи: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Виды детской деятельности Непосредственно образовательная деятельность
Двигательная деятельность
Восприятие художественной литературы
Изобразительная и музыкальная деятельность
Формы реализации детских видов деятельности:
Образовательная деятельность
Беседа
Чтение
Игровые упражнения
Обсуждение
Экспериментирование
Самостоятельная деятельность
Формы организации групповые, индивидуальные формы организованного обучения. Оборудование: пипетка с водой, игрушка капелька, оборудование для экспериментов, карандаши, карточки, подарки для детей, аудиозапись.
Содержание (ход) НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть (создание благоприятного климата, постановка проблемы)
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. крепко за руку возьмемся и друг другу улыбнемся.
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)
- Что у вас на ладошках?
- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях. (показывает игрушку - капелька)
Давайте поговорим сегодня с вами о воде. Дети встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой.
Закрывают глаза, вытягивают руку ладошкой вверх.
2. Основная часть
- Что же такое вода?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос - Где живёт вода?
«Хрустальная вода»
Вода без остановки льется,
Звенит хрустальной чистотой,
Ни на секунду не прервется
И не расстанется с тобой.
Она вокруг тебя, повсюду:
В трубе, в реке, и даже в чае,
Малыш, вода подобна чуду,
Об этом чуде каждый знает.
Но обижается водица,
Когда ее не берегут
И понапрасну много льют, —
Исчезнуть навсегда боится!
- Ребята, так где она живет? Молодцы!
- Кто живет в воде?
- Кому необходима вода?
Послушайте сказку Александры Лопатиной «Кому нужна водичка»
Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:
— Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!
Большая лужа моментально испарилась.
— Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, — спросил у девочки котенок.
Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»
Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.
— Мама, — закричала девочка. — Мне срочно нужна вода для рыбок.
— Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, — ответила мама.
— Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? — тихо спросила девочка.
— Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, — серьезно ответила мама.
Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».
— Дочка, вода снова бежит из крана! — обрадовалась мама.
Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.
- Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды
- Ребята, капелька спрашивает, знаете ли вы, сколько жидкости мы выпиваем за день?
Давайте посчитаем: чай, кофе на завтрак; компот на обед; молоко, кефир на полдник; чай на ужин; дома пьем сок и т. д.
(Минеральная вода, кисель, сок, бульон, какао и т. д.)
- Вода обладает чудесными свойствами. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся.
- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает- и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - наша вода!
Что случится, если вода исчезнет навсегда?
Почему воду надо беречь?
Капелька рассказала мне, что с ней можно играть
Проводится физ. минутка Игра. «Струйка»
Звучит музыка. Все дети — струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.
Опытно-исследовательская деятельность детей.
Опыт № 1. А какого цвета вода? Воспитатель предлагает в стакан с водой и в стакан с молоком положить любой предмет: пуговицу, камешек.
- Что вы видите? Виден ли предмет? Почему? Вывод: вода
прозрачная. (показывает схему)
Опыт №2. -Предметы какой геометрической формы вы видите?
Воспитатель переливает из стакана воду в различные геометрические формочки.
Вывод: вода бесформенная, принимает форму той фигуры, в которую мы ее наливаем. (показывает схему)
Опыт №3. Предложить детям льдинки (замороженные накануне
занятия)
- Какой лед? Постучите (твердый)
- Прокатите по столу! (скользкий)
Приложите к щеке! (холодный)
- Положите в ладошки. Какие ладошки?
- Что происходит со льдом в тепле?
- А если мы воду поместим на холод, что с ней произойдет?
Вывод: Вода превращается в лед на холоде, а в тепле лед тает и превращается обратно в воду. Опыт №4
1. Наливаем в стаканчик воду – примерно на 1/3. Вырезаем из салфетки полоску длиной примерно 10–12 см и шириной 2–3 см. С ней и будем работать дальше.
2. Наносим на бумажную полоску разноцветные широкие штрихи в ряд, плотно друг к другу – красный, оранжевый, синий, зеленый, желтый… Можно в любом порядке, конечно.
3. Опускаем бумажную полоску в стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
4. Вода моментально начнет подниматься по салфетке, смачивая ее. И по полоске вверх начнет растекаться, как бы растягиваясь, радужный след. Очень красиво!
Объяснение эксперимента для детей
Сначала происходит смачивание бумаги – явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела. Притяжение между молекулами воды слабее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Жидкость стремится увеличить площадь соприкосновения и в итоге прижимается к поверхности твердого тела (в данном случае бумаги, растекаясь по ней. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры (как у растений) для движения вверх.
Капелька хвалит детей. Молодцы! Ответы детей:
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой
3. заключительная часть (рефлексия)
Возьмите карточки карандаши.
«Нарисуй портрет воды".
- Ребята, кто сегодня у нас был в гостях?
(рисуют капельку)
- Во что вода может превращаться? (лёд, вода, пар)
- Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?
- Что случится, если вода исчезнет навсегда?
- Нарисуй разные места, в которых живет вода.
Капелька дарят на память своих подружек – «Капелек».
Дружите с ними и берегите их! Работа с карточками
Литература:
*Лопатина А., Скребцова М.
Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.
/ А. Лопатина А., М. Скребцова. – 3-е изд. – М. : - 236 с. (Серия «Образование и творчество»)
*Соломенникова О. А.
Методическая литература, программы, каталоги
Издательство: Мозаика-Синтез Год: 2015
*Рыжова Л. В. Р93 Методика детского экспериментирования. — СПб. : ООО «ИЗДА-ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 208 с
* Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.