Сюсюкайлова
НОД по экологии «Воздух и его свойства» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в старшей группе.
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативное, продуктивная.
Публикация «НОД по экологии „Воздух и его свойства“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: продолжать формировать представления детей об основных свойствах воздуха.
Задачи: подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что воздух обладает свойствами - воздух невидим, он лёгкий, не имеет запаха, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; развивать умение делать выводы. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Целевые ориентиры дошкольного образования: доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решение игровых и познавательных задач; владеет навыками самообслуживания; ориентируется в пространстве (справа; лева; вверху; внизу); удерживает в памяти при выполнении определённых действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15 – 20 минут; умеет работать по образцу.
Словарная работа: учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал, наборы для проведения экспериментов на каждого ребёнка, мультимедийная установка (слайды по содержанию НОД).
Содержание организованной деятельности детей.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда вошла в группу, увидела сундучок, который стоял на рабочем столе.
Интересно, что в нём? Давайте посмотрим….
Отгадайте что я,
Узнайте, какой я?
Расскажите для чего я.
Ребят, что это может быть?
(Варианты ответов).
- В сундуке я нечего не вижу, а вы?
Дети: Мы тоже. - Я ничего не понимаю…. Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундучка?
Дети: Мы видим только дно и стенки. Может кто-то догадался, что это может быть?
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него МЫ жить не можем.
(Это воздух.)
-Ребята, правильно это воздух, а какой он? (невидимый, прозрачный, без запаха). А хотите, узнать каким он бывает ещё?
Дети: Хотим.
2.Основная часть.
-Чтобы узнать обо всех свойствах воздуха, отправимся в лабораторию!
Лаборатория – это помещение, где проводят научные и технические опыты и исследования.
- Сегодня я буду старшим научным сотрудником воздушной лаборатории, а вы хотите мне помочь? Тогда вы будите моими младшими помощниками. Вы согласны?
- Обратите внимание, сотрудники одеты в специальную одежду. И мы свами должны одеть нашу специальную одежду.
(Дети одевают спец. одежду, играет музыка)
- Помните, в лаборатории нужно соблюдать одно важное правило. Ничего не трогать без разрешения руководителя.
- И так приступаем к исследованию. Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх и вниз, вы видите воздух? Значит, какой он (прозрачный, невидимый). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт №1
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тонкий. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
- Ребята, давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, он принимает форму предмета, в котором находится.
Опыт№ 2.
- Ребята, нальём в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух - газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз пока воздух из воды не «выдохнется». По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
- Ребята, делаем вывод: воздух легче, чем вода.
Опыт №3.
Как узнать есть воздух внутри нас?
- Ребята, перед вами стакан воды, возьмите соломинку, опустите её в стакан и тихо подуйте. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
- Ребята, делаем вывод: воздух есть внутри нас.
Опыт№ 4.
-Кто знает, что в этом стакане? Ответы детей: (ничего, воздух). Сейчас проверим. Я переворачиваю стакан вверх дном и не наклоняя его, опускаю в воду. Вода не проходит. Что её не пускает? (воздух). А теперь я наклоняю немного стакан, что появилось в воде? (пузырь воздуха). Откуда он взялся? (воздух выходит из стакана, а его занимает вода).
-Ребята, делаем вывод: воздух легче воды.
Что мы выяснили благодаря нашим опытам (что воздух прозрачный, не имеет запаха, формы, есть внутри нас, воздух легче воды).
-И так мы с вами закончили наше исследование, давайте снимем наши халаты. (музыка).
Физкультминутка
- Вам понравились опыты с воздухом? Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг земли воздуха, что бы произошло? Всё живое погибло бы в палящих лучах солнца.
-Без воздуха не было бы жизни на Земле. Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух - кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ. Посмотрите, сколько на земле живёт людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух.
-А что загрязняет воздух? (машины, заводы).
-Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, - растения и деревья. Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый – кислород.
Кто был в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте закроем глаза, и представим, что мы на летней, лесной полянке.
(музыка - голоса леса)
Я предлагаю вам посадить дерево!
(строение дерева)
(посадка деревьев)
3. Рефлексия
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, скажите, что нового вы узнали? Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!