Лучший педагог года

Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал» (1 фото)

Хомякова Милена
Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал»
▼ Скачать +Заказ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Экологии на тему :

«Водоемы России. Озеро Байкал

для детей старшего дошкольного возраста.

Хомякова М. О.

Воспитатель группы №4.

Цели: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

Обучающие: Продолжать знакомить детей с водоемами России, особенностями её природы, озером Байкал;

Развивающие: Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

Публикация «Конспект НОД по экологии „Водоемы России, Байкал“» размещена в разделах

Воспитывающие: Воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Знакомство с разными типами водоемов; знакомство с насекомыми, животными, растениями водоемов; чтение художественной и научной литературы; работа с магнитным плакатом «Пресные водоемы»; беседы о воде, ее необходимости для всех живых организмов.

Материалы и оборудование: Презентация «Байкал», глобус, разрезанные изображения рыб, камушек, музыка, бумага, карандаши, фломастеры, пастель, рисунок на ватмане.

Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал»

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, мы с вами уже говорили о водоемах. Скажите, пожалуйста, что такое водоем? Какие водоемы бывают?

Дети: Водоем это место, где есть вода. Водоем это впадина, заполненная водой. Водоемы бывают пресные и соленые, постоянные и временные, естественные или искусственные.

Воспитатель: Молодцы ребята. А послушайте-ка стихотворение:

Спит могучий Байкал.

Вековой тишины

Величавую гордость хранит.

Зачарованный мир водяной глубины

Беспробудно таинственно спит.

Там господствует мрак.

На причудливом дне

Вечных грез околдованный круг –

Все оковано сном.

Все в таинственной мгле,

Там волшебно отсутствует звук…

Л. Игнатович

Воспитатель: Вы, конечно, услышали, о чем это стихотворение?

Дети: О Байкале!

Воспитатель: Да, ребята, о Байкале. А что такое Байкал?

Дети: Байкал это озеро.

Воспитатель: Верно, ребята, давайте познакомимся с этим интереснейшим озером поближе!

Озера заполненные водой естественные углубления на поверхности суши, не связанные с морем или океаном. На нашей планете множество озер. Для образования озера надо, чтобы на поверхности земли появилась котловина замкнутое понижение, и оно бы заполнилось водой.

Почти 20% пресной воды содержится именно в этом водоёме (приблизительно 23000 км).

Воспитатель: В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна река - Ангара. Много легенд, песен и сказаний сложено о Байкале. Сейчас я расскажу вам легенду о Байкале и его дочери Ангаре. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея, и решила ночью бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут гора Шаманка или Шаман-камнем.

Пожалуй, Байкал достоин того, чтобы каждый человек побывал здесь. Такое большое красивое чистое озеро не может не заворожить. Вода прозрачная, чистая, это заметно по тому, насколько глубоко можно видеть камни на дне. И также это самое глубокое озеро в мире. Тут можно отлично отдохнуть, посмотреть на завораживающие виды, но для купания будет немного холодно. Тут очень развит туризм, поэтому не стоит забывать, что, как и любой природный объект, Байкал нуждается в защите. Не стоит мусорить и загрязнять то, что славится своей чистотой. Озеро очень древнее, но будет существовать, вероятнее всего, ещё очень долго.

Давайте отправимся с вами в путешествие! Вставайте паровозиком, мы отправляемся.

Теперь представьте, что мы стоим на берегу озера ( звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в озере Байкал. Любые группы организмов, которые встречаются на очень ограниченной территории, называются эндемиками. На Байкале эндемиков много!

Давайте познакомимся с обитателями Байкала.

Дети смотрят слайды с картинками рыб, слушают загадки, знакомятся с новыми видами рыб.

1. Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Омуль это рыба, которая обитает только в Байкале. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро.

2. Что за рыбка-невеличка –

Меньше вашей рукавички?

Бледно-розова, нежна-

Студеная вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)

Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

3. Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул.

По теченью повернул.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя (Таймень)

4. Кто на дне залег под илом,

Чтоб малькам не видно было?

Труд напрасен, виден им

Притаившийся (Налим)

5. Рыба в озере живёт,

Глубоко зарылась в грязь.

Нет воды, один лишь лёд-

До весны проспит (карась).

6. На спине его броня,

Острый нос с усами,

Сверху тёмный он всегда,

Брюшко беловатое!

Рыбка интересная,

К сожаленью редкая,

Острый хвост и голова,

И в пластинах вся она! (осетр)

Воспитатель: Мы с вами познакомились с новыми видами рыб, вспомнили некоторые уже знакомые, давайте теперь поиграем.

Игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Дети по небольшим командам собирают разрезанные изображения рыб Байкала.

Как же прекрасен Байкал! Пожалуй, каждый в мире слышал об этом озере хотя бы один раз. Озеро расположено на юге Восточной Сибири в России на пересечении Иркутской области и Бурятии. Имеет форму полумесяца, тянущегося на 620 километров. А в ширину он занимает от 25 до 80 км. Байкал входит в десятку самых крупных озёр мира. Площадь его глади равна приблизительно 30 тыс. км, а длина береговой линии составляет примерно 2 тысячи км. Байкал — глубочайшее озеро на Земле! Его самая глубокая часть расположена на расстоянии в 1642 метра. Средняя глубина же составляет 745 метров.

Известно, что Байкал образовался 25–35 миллионов лет назад как одно из сохранившихся водоёмов после исчезновения античного океана. Удивительно то, что большая часть озёр того времени не сохранилась до наших дней, а превратилась в болотистые местности. Существует несколько теорий образования такой глубокой впадины, но изменения продолжаются до сих пор. Время от времени у берегов озера случаются небольшие землетрясения, но людям они обычно незаметны.

Первые поселенцы начали жить тут примерно 2 000 лет до нашей эры. Это были монгольские племена, а затем здесь начала появляться тюрко-сибирская культура. В конце первого тысячелетия нашей эры начали заселяться предки современных бурят, которые живут возле Байкала и по сей день.

Игра «Ручеек» под музыку.

Воспитатель: Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.

С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды, они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.

-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной).

-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.).

К сожалению, у Байкала есть такая проблема, как экологическое загрязнение. С каждым годом вода становится немного грязнее из-за впадающих в него рек, приносящих с собой много вредных веществ из больших городов, промышленных комбинатов. И также тут имеет место браконьерство, незаконный вылов рыбы, вырубка леса и другое.

Ежегодно на Байкал приезжает до 2 млн туристов. После них остаются свалки мусора, которые ухудшают акваторию озера. Конечно, каждый человек должен убирать за собой весь мусор, чтобы не вредить природе, не загрязнять красивейшие места на нашей планете! Давайте любить свой дом – Землю!

Сегодня мы с вами познакомились с озером Ба йкал, его обитателями и особенностями. Давайте вспомним, что мы узнали. Будем передавать друг другу камушек и называть слово, которое относится к Байкалу.

Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю заселить наш Байкал разными рыбками. Пройдемте к столам, нарисуем с вами Байкальских рыб и запустим в наше озеро.

Перед детьми на ватмане изображен подводный мир Байкала без обитателей. Дети замечают так же мусор на картинке. Предлагается очистить озеро и заселить его нарисованными рыбками. Дети рисуют разнообразных рыб пастелью, фломастерами, карандашами на выбор, а воспитатель быстро их вырезает и приклеивает на общий фон.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы очистили Байкал от мусора, а какие красивые рыбки теперь плавают в нем! Спасибо за занятие. Я советую вам посмотреть фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы». Он познакомит вас с еще одним эндемиком Байкала нерпой!

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в РоссииФотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь,что взять. Пока мы с напарницей выбрали.

Акция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть IАкция «Вторая жизнь ненужных вещей», приуроченная к году экологии в России. Часть I Российская Федерация является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация, несмотря на некоторые принимаемые.

Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал»Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Поскольку сегодня на сайте МААМ День озера Байкал, мне хочется поделиться с вами своими.

Год экологии в России и мы!Год экологии в России и мы! Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении в 2017 году в России Года экологии. А мы, как законопослушные граждане.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Лэпбук «Соленые водоемы»Лэпбук «Соленые водоемы» Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне!) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела.

Мой первый лэпбук «Водоемы»Мой первый лэпбук «Водоемы» Я долго выбирала тему своего первого лэпбука, наконец остановилась на "Водоеме". У меня средняя группа, а согласно тематическому плану,.

Нестандартное оборудование из бросового материала. Приурочено к году экологии в России.Нестандартное оборудование из бросового материала. Приурочено к году экологии в России. Цель: использование нестандартного оборудования на занятиях и в играх. Разнообразить и привлечь внимание дошкольников занятием физкультурой.

Педагогический проект «Год экологии в России. Лапландский заповедник»Педагогический проект «Год экологии в России. Лапландский заповедник» Педагогический проект «Год экологии в России. Лапландский заповедник».Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, муниципальное бюджетное.

Работа с родителями воспитанников, посвящённая году экологии в РоссииРабота с родителями воспитанников, посвящённая году экологии в России 2017 год объявлен, как год экологии. Глобальные экологические проблемы актуальны для России. Это сказывается на качестве жизни и пагубно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал»
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 13:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал»» (включая файлы) размещена пользователем Хомякова Милена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД