Хомякова Милена
Конспект НОД по экологии «Водоемы России. Байкал»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Экологии на тему :
«Водоемы России. Озеро Байкал.»
для детей старшего дошкольного возраста.
Хомякова М. О.
Воспитатель группы №4.
Цели: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
• Обучающие: Продолжать знакомить детей с водоемами России, особенностями её природы, озером Байкал;
• Развивающие: Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Водоемы России, Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Воспитывающие: Воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Знакомство с разными типами водоемов; знакомство с насекомыми, животными, растениями водоемов; чтение художественной и научной литературы; работа с магнитным плакатом «Пресные водоемы»; беседы о воде, ее необходимости для всех живых организмов.
Материалы и оборудование: Презентация «Байкал», глобус, разрезанные изображения рыб, камушек, музыка, бумага, карандаши, фломастеры, пастель, рисунок на ватмане.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, мы с вами уже говорили о водоемах. Скажите, пожалуйста, что такое водоем? Какие водоемы бывают?
Дети: Водоем это место, где есть вода. Водоем это впадина, заполненная водой. Водоемы бывают пресные и соленые, постоянные и временные, естественные или искусственные.
Воспитатель: Молодцы ребята. А послушайте-ка стихотворение:
Спит могучий Байкал.
Вековой тишины
Величавую гордость хранит.
Зачарованный мир водяной глубины
Беспробудно таинственно спит.
Там господствует мрак.
На причудливом дне
Вечных грез околдованный круг –
Все оковано сном.
Все в таинственной мгле,
Там волшебно отсутствует звук…
Л. Игнатович
Воспитатель: Вы, конечно, услышали, о чем это стихотворение?
Дети: О Байкале!
Воспитатель: Да, ребята, о Байкале. А что такое Байкал?
Дети: Байкал это озеро.
Воспитатель: Верно, ребята, давайте познакомимся с этим интереснейшим озером поближе!
Озера заполненные водой естественные углубления на поверхности суши, не связанные с морем или океаном. На нашей планете множество озер. Для образования озера надо, чтобы на поверхности земли появилась котловина замкнутое понижение, и оно бы заполнилось водой.
Почти 20% пресной воды содержится именно в этом водоёме (приблизительно 23000 км).
Воспитатель: В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна река - Ангара. Много легенд, песен и сказаний сложено о Байкале. Сейчас я расскажу вам легенду о Байкале и его дочери Ангаре. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея, и решила ночью бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут гора Шаманка или Шаман-камнем.
Пожалуй, Байкал достоин того, чтобы каждый человек побывал здесь. Такое большое красивое чистое озеро не может не заворожить. Вода прозрачная, чистая, это заметно по тому, насколько глубоко можно видеть камни на дне. И также это самое глубокое озеро в мире. Тут можно отлично отдохнуть, посмотреть на завораживающие виды, но для купания будет немного холодно. Тут очень развит туризм, поэтому не стоит забывать, что, как и любой природный объект, Байкал нуждается в защите. Не стоит мусорить и загрязнять то, что славится своей чистотой. Озеро очень древнее, но будет существовать, вероятнее всего, ещё очень долго.
Давайте отправимся с вами в путешествие! Вставайте паровозиком, мы отправляемся.
Теперь представьте, что мы стоим на берегу озера ( звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок, обратите внимание, ребята, мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в озере Байкал. Любые группы организмов, которые встречаются на очень ограниченной территории, называются эндемиками. На Байкале эндемиков много!
Давайте познакомимся с обитателями Байкала.
Дети смотрят слайды с картинками рыб, слушают загадки, знакомятся с новыми видами рыб.
1. Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)
Омуль это рыба, которая обитает только в Байкале. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро.
2. Что за рыбка-невеличка –
Меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
Голомянка – это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.
3. Отложил икру в песок
Речки горной уголок.
Красный хвост дугой согнул.
По теченью повернул.
Нет в Байкале рыб быстрей,
Терпеливей и мудрей.
На охоте круглый день
Рыба древняя (Таймень)
4. Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им
Притаившийся (Налим)
5. Рыба в озере живёт,
Глубоко зарылась в грязь.
Нет воды, один лишь лёд-
До весны проспит (карась).
6. На спине его броня,
Острый нос с усами,
Сверху тёмный он всегда,
Брюшко беловатое!
Рыбка интересная,
К сожаленью редкая,
Острый хвост и голова,
И в пластинах вся она! (осетр)
Воспитатель: Мы с вами познакомились с новыми видами рыб, вспомнили некоторые уже знакомые, давайте теперь поиграем.
Игра «Ловись, рыбка, большая и маленькая»
Дети по небольшим командам собирают разрезанные изображения рыб Байкала.
Как же прекрасен Байкал! Пожалуй, каждый в мире слышал об этом озере хотя бы один раз. Озеро расположено на юге Восточной Сибири в России на пересечении Иркутской области и Бурятии. Имеет форму полумесяца, тянущегося на 620 километров. А в ширину он занимает от 25 до 80 км. Байкал входит в десятку самых крупных озёр мира. Площадь его глади равна приблизительно 30 тыс. км, а длина береговой линии составляет примерно 2 тысячи км. Байкал — глубочайшее озеро на Земле! Его самая глубокая часть расположена на расстоянии в 1642 метра. Средняя глубина же составляет 745 метров.
Известно, что Байкал образовался 25–35 миллионов лет назад как одно из сохранившихся водоёмов после исчезновения античного океана. Удивительно то, что большая часть озёр того времени не сохранилась до наших дней, а превратилась в болотистые местности. Существует несколько теорий образования такой глубокой впадины, но изменения продолжаются до сих пор. Время от времени у берегов озера случаются небольшие землетрясения, но людям они обычно незаметны.
Первые поселенцы начали жить тут примерно 2 000 лет до нашей эры. Это были монгольские племена, а затем здесь начала появляться тюрко-сибирская культура. В конце первого тысячелетия нашей эры начали заселяться предки современных бурят, которые живут возле Байкала и по сей день.
Игра «Ручеек» под музыку.
Воспитатель: Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.
С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев, наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить ведра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды, они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок, наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась все грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.
-Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? Ответы и рассуждения детей (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной).
-как же можно помочь роднику? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.).
К сожалению, у Байкала есть такая проблема, как экологическое загрязнение. С каждым годом вода становится немного грязнее из-за впадающих в него рек, приносящих с собой много вредных веществ из больших городов, промышленных комбинатов. И также тут имеет место браконьерство, незаконный вылов рыбы, вырубка леса и другое.
Ежегодно на Байкал приезжает до 2 млн туристов. После них остаются свалки мусора, которые ухудшают акваторию озера. Конечно, каждый человек должен убирать за собой весь мусор, чтобы не вредить природе, не загрязнять красивейшие места на нашей планете! Давайте любить свой дом – Землю!
Сегодня мы с вами познакомились с озером Ба йкал, его обитателями и особенностями. Давайте вспомним, что мы узнали. Будем передавать друг другу камушек и называть слово, которое относится к Байкалу.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю заселить наш Байкал разными рыбками. Пройдемте к столам, нарисуем с вами Байкальских рыб и запустим в наше озеро.
Перед детьми на ватмане изображен подводный мир Байкала без обитателей. Дети замечают так же мусор на картинке. Предлагается очистить озеро и заселить его нарисованными рыбками. Дети рисуют разнообразных рыб пастелью, фломастерами, карандашами на выбор, а воспитатель быстро их вырезает и приклеивает на общий фон.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы очистили Байкал от мусора, а какие красивые рыбки теперь плавают в нем! Спасибо за занятие. Я советую вам посмотреть фильм «Байкал. Удивительные приключения Юмы». Он познакомит вас с еще одним эндемиком Байкала нерпой!