Ольга Немцева
«Путешествие в зимний лес». Конспект НОД по формированию связной речи. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №1 с. Екатеринославка «Солнышко
Конспект НОД
«Путешествие в зимний лес»
для детей среднего дошкольного возраста.
Образовательная область: коммуникация.
Немцева Ольга Михайловна,
воспитатель средней группы
с. Екатеринославка
2017 г.
Цель: создание условий для формирования связной речи и грамматического строя; пополнения словарного запаса и развития звуковой культуры речи. Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи: Образовательная:
• уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• способствовать умению отвечать на вопросы полными предложениями, подбирать слова-признаки и слова-действия;
• совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать существительные суффиксальным способом;
• формировать навыки связной речи: составлять описательный рассказ, используя схему;
• развивать звуковую культуру речи.
Развивающая:
• развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
• развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу;
• улучшить тонус мышц аппарата речи с помощью логопедического массажа лица.
Воспитательная:
• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви к природе.
Предварительная работа:
• беседы о зиме;
• рассматривание пособий с изображением диких животных;
• словесно-дидактические игры.
Обогащение словаря:
ветерок озорной, весёлый, холодный;
всеядный;
мороз щиплет, трещит, кусает, рисует;
снег идет, падает, летит, кружится, скрипит.
Интеграция областей:
познание, развитие речи
Методы и приёмы:
1. Наглядные: показ предметов, демонстрация иллюстраций;
2. Словесные: рассказ воспитателя, метод вопросов.
3. Практические: рассказ-описание по схеме, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации;
4. Игровой: словесно-дидактические игры, загадки, упражнения имитации.
Материалы и оборудование:
Использование ИКТ, аудиозапись со звуком ветра, пением птиц; макеты деревьев, мольберт, сундучок, мягкие игрушки зверей, схемы.
Ход занятия.
Воспитатель: Давайте встанем удобно, чтобы нам было видно друг друга. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
А давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется: «Здравствуйте». Будете помогать мне? (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем).
1. Психогимнастика «Здравствуйте».
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос
указательным пальцем)
Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
Вот мы поздоровались.
2. Сюрпризный момент и проблемная ситуация.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой чудесный сундучок появился у нас в группе.
Вам интересно, что в этом сундучке? Давайте его откроем! А он не открывается. Рядом с сундучком лежит конверт. Давайте его прочтём и узнаем от кого письмо: «Здравствуйте, девчонки и мальчишки. Мы, лесные жители прислали вам волшебный сундучок, в котором находится для вас сюрприз. Открыть сундучок вы сможете, если придёте к нам в сказочный лес и выполните все наши задания. Будем очень рады встречи с вами».
Ну, что, ребята, придётся нам идти в лес. Вы согласны, ребята? Для начала нам нужно вспомнить, как правильно вести себя в лесу. На экране будут показаны схемы, вы будете их описывать.
3. Чистоговорка.
Воспитатель: Чтобы попасть в лес нам нужно произнести волшебные слова, я сейчас их произнесу, а вы повторите:
Ить – ить – ить – куда же нам пойти,
Ать – ать – ать в лес отправимся гулять.
4. Решение проблемы.
Воспитатель: Строимся за мной, и пошли в лес: «По тропинке в лес пойдём, яму мимо обойдём. Перепрыгнем через ров, посмотрели мы налево, посмотрели мы направо, посмотрели вверх на солнышко! Ах, какая красота! (на экране иллюстрация зимнего леса)
А скажите, почему красота–то в лесу?
Посмотрите, на деревья, какие они? (в снегу).
Конечно, а почему они в снегу? (потому что зима).
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная).
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий).
Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит).
Что происходит с животными зимой? (медведь и ёжик спят, заяц меняет цвет шубки - летом заяц серый, а зимой белый).
Женечка знает что-нибудь про зиму? (люди одевают шубы и тёплые вещи, зимой день короче).
5. Логопедический массаж.
Воспитатель: Вы слышите звуки, что это? Давайте прислушаемся! (на экране видео сюжет качающихся деревьев и шума ветра)
Ответы детей.
Воспитатель: Ветер, ветер, ветерок,
К нам летит на огонёк!
Ветерок проснулся, лобика коснулся (давайте лобик погладим).
Ветер лобик обдувал и поглаживал, и поглаживал!
Ветерок проснулся и щёчек коснулся.
Ветер щёчки обдувал и поглаживал, поглаживал.
И про губки не забыл.
Ветер губки обдувал и поглаживал, поглаживал.
Воспитатель: мы с вами долго шли, устали, давайте присядем, отдохнём. Давайте ноги поставим вместе, спину сделаем прямо, так нам будет удобней слушать лесных жителей.
Первой в гости придёт к нам, а кто придёт, вы узнаете из загадки.
Быстрый, маленький зверёк,
По деревьям скок поскок! (белка)
Правильно, это белка. Она вас увидела и захотела поиграть.
6. Развитие слухового внимания и звуковой культуры речи.
Вы знаете, как поёт свою песенку зимний ручеёк? Закройте глаза, представьте его и послушайте. С-с-с. Какой звук вы услышали?
Я буду называть слова, а вы хлопните один раз в ладоши, если услышите такой звук: сова, стол, медведь, солнце.
Белочку мы посадим под дерево.
Воспитатель: а теперь к вам на встречу спешит другой гость. Отгадайте про него загадку.
Длинноухий, длинноногий,
По лесной спешит дороге.
Кто зимою цветом белый,
Скачет, словно угорелый?
Заяц: ой, боюсь я волка и лису. Нет ли в вашем их лесу?
7. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: зайчик хочет сделать зарядку с вашим язычком. Зарядка называется «Конфетка». Губы сомкните и представьте, что у вас во рту вкусная конфетка. Работаем язычком: вправо, влево, вверх, вниз. Давайте повторим ещё раз.
Зайчику понравилось с вами играть, он ещё хочет поиграть в игру: «Назови, одним словом». Он будет называть слова, а вы должны назвать одним словом.
Шуба, шапка, платье, брюки – одежда;
Клубника, малинка, земляника, смородина – это ягода;
Ворона, воробей, синица, ласточка – птицы.
Медведь, лиса, волк, заяц – дикие животные.
Зайчика спрячем под деревом от хищных животных.
Ребята, давайте, отдохнём и на время превратимся в животных. Становитесь за мной.
8. Динамическая пауза.
Зимним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок. (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок. (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок. (Переваливаются с ноги на ногу)
За мамою-белкой скакали бельчата. (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата. (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках).
Воспитатель: Мы немножко отдохнули, присаживайтесь. Ждём следующего хозяина леса. Отгадайте очередную загадку.
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
Лиса с нами хочет поиграть в игру: «Звери и их детёныши». Я буду называть маму, а вы её детёныша.
Лиса-лисёнок, волчиха – волчонок, медведица – медвежонок, белка – бельчонок, тигрица – тигрёнок, заяц - зайчонок. Правильно выполнили задание, но почему-то никто не даёт ключик от сундучка?
Наверно мы ещё кого-то встретим в лесу, и он нам поможет. Отгадайте следующую загадку.
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
Ёжик пришёл к нам со своим другом медвежонком. И они нас научат описывать животных по картинке. (Детям показывается схема, по которой они составляют описательный рассказ)
План схемы: название и внешний вид, чем питается, где живет.
9. Мнемотехника. Составление описательного рассказа.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу, как описывать животного, глядя на эту схему, а вы мне помогайте. Эта картинка поможет нам назвать животного. Кого мы будем описывать первым? Хорошо, давайте опишем медведя. У меня в руках – медведь, дикое животное. У него есть голова, маленькие ушки, передние и задние лапы, на которых растут когти.
Ребята, какая может быть ещё шерсть? (короткая, длинная, мягкая, пушистая, гладкая, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая). Чем питается, подскажет следующая картинка. Это всеядное животное, он может полакомиться и рыбкой, и медком, и ягодами. Давайте повторим новое слово: «всеядное». И где живёт - последняя. Живёт в лесу, зимой спит в берлоге.
Теперь ваша очередь рассказать о ёжике.
Дети: Ежик – это дикое животное. На голове маленькие ушки, круглые глазки. У ёжика короткие лапки. На туловище у него иголки серого цвета. Ежи, как и медведи, едят всё, они любят кушать насекомых: червячков, жуков, но любят, и полакомиться яблочком. Зимой тоже впадает в спячку, как и медведь. Давайте посадим животных около деревьев. Ой, смотрите, а на дереве ключик от сундучка.
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад, не терпится открыть волшебный сундучок. (Воспитатель последовательно разбрасывает нарисованные следы животных)
Ребята! Что это такое? (следы)
Нам нужно выполнить последнее задание, отгадать следы животных (на экране изображения животных).
След лисы какой? (лисий)
След кабана? (кабаний)
След лося? (лосиный)
След зайца? (заячий)
След белки? (беличий)
Это чей след? (человека)
Значит он какой? (человеческий)
Вот по этим следам мы вернёмся к нашему сундучку.
10. Итог.
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за прекрасное путешествие, у нас столько трудностей было, но мы все с ними справились. А вот только скажите, какие трудности у нас были? Катя, что тебе больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ключиком открывают сундучок и достают книгу о животных.
Лесные жители дарят её вам! Ребята, наше путешествие закончено, спасибо!