Нина Вороная
НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке»
«Составление описательного рассказа об игрушке»
Цель: Развитие связной речи у детей посредством составления описательного рассказа с использованием мнемодорожки.
Задачи:
связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ;
словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные и глаголы.
Воспитывать любовь к животным, желание беречь их, не обижать.
Публикация «НОД по речевому развитию с использованием мнемотехники в младшей группе „Составление описательного рассказа об игрушке“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные», заучивание стихотворений и потешек о кошках,
речевые упражнения «Кто как кричит», «Кто что умеет делать» «Скажи какая, какой, какое».
Оборудование: игрушка котенок, картинки "Что умеет делать кошка", мнемодорожка к составлению рассказа о кошке.
Воспитатель:
-Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и нашла корзину. (Показывает корзину).
- Как вы, думайте, что в корзине?
(Дети высказывают свои предположения)
- Хотите узнать, что в ней находится?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что в корзине.
• Мохнатенькая
Усатенькая,
Молочко пьёт,
Песенки поёт. (Кошка).
Воспитатель:
- Да это кошка.
- А кошка — это кто? (животное)
- Какое животное? (домашнее)
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (живет рядом с человеком)
Воспитатель: Давайте мы ее разбудим, позовем тихим голосом, чтоб не напугать.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» тихо (шепотом).
Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем чуть громче.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» громче.
Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем громко.
Дети зовут кошку, произнося слово «кис-кис-кис» громко.
Кошка показывается из корзинки, здоровается с детьми.
Воспитатель:
Я осторожно возьму кошку к себе на руки и поглажу.
А почему надо осторожно?
(ответы детей)
Да, чтобы не сделать кошке больно и не напугать её. Испугавшись, кошка может укусить или поцарапать. Посмотрите, как я её глажу: начинаю от головы и глажу к хвостику. Животным нравиться, когда их гладят по шерстке, а не против шерстки. Послушайте, она замурлыкала. Как кошка замурлыкала?
Просит детей произнести «мур-мур-мур».
Давайте придумаем кошке имя.
-Мурка.
-А как можно назвать кошку ласково?
Воспитатель:
- Вы хотите с кошкой Муркой поиграть?
- Чтобы с кошкой поиграть
Нам в кружочек нужно встать.
Воспитатель: — Мы будем кошку гладить, трогать, и придумывать слова какая кошка, какая у нее шерстка и передавать игрушку друг другу по кругу
Дети придумывают прилагательные к слову "кошка".
(Мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая, умная, шустрая, хитрая)
Воспитатель: — Вот сколько интересных слов мы придумали о кошке.
- Кошка мягкая, пушистая, серая, красивая, большая, усатая, хорошая, ласковая, мохнатая.
Воспитатель: А вы знаете, что умеет делать кошка?
-Посмотрите, ребята, на картинки и помогите мне отгадать, что умеет делать кошка? (Мышка — ловить мышей; дерево — лазить по деревьям; язык – лизаться умываться лакать; бантик – играть с бантиком; тарелка – лакать молоко, есть корм; лапки с когтями – царапаться)
Воспитатель. Лапки у кошечки мягкие, а что же мурка спрятала в своих лапках?
Дети. Когти.
Воспитатель. Вставайте на ножки. Наши ручки помогут нам рассказать про кошку.
Пальчиковая гимнастика
У кошечки лапки –
Мягкие подушки,
(дети поворачивают кулачки)
А внутри царапки,
Острые игрушки
(раскрывают ладошки, царапающие движения)
Цап, цап, цап-царап
Острые игрушки.
(сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель:
- Ребята, я про кошку Мурку интересный рассказ придумала. Хотите я расскажу? А помогут мне рассказывать картинки — подсказки.
Воспитатель рассказывает рассказ, сопровождая показом картинок-схем, из которых выстраивает на доске мнемодорожку.
- Это кошка Мурка.
- У кошки пушистая, мягкая, серая с черными полосками шубка.
- У нее маленькие ушки, голубые глазки и длинные усы.
- Хвост у Мурки длинный пушистый.
- Кошка любит ловить мышей, играть бантиком, лакать молочко из блюдца. — Кто хочет рассказать про кошку?
Дети совместно с воспитателем рассказывают. (3-4 рассказа)
Воспитатель:
Мурке очень понравились ваши рассказы и она хочет поиграть с вами.
Игра «На лежанке у дорожки»
На лежанке у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И ребяток догоняет. (Дети убегают в домики — на стульчики).
Воспитатель: Мурка очень рада, что побывала у нас в гостях, а сейчас она решила пойти погулять и говорит вам до свидания (Кошка мяукает). Ребята, и вы скажите мурке до свидания, ласково.
(Воспитатель уносит кошку).
Воспитатель. Вам понравилась кошка? Как звали кошку?
Какая кошка к вам приходила (Ответы детей)