Марина Евтюхова
НОД по речевому развитию «Чтение сказки «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формировать у детей умение внимательно слушать сказку взрослого, отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.
Задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать и расширять словарный запас слов детей. Воспитывать культуру речевого общения.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте сейчас мы с вами поиграем в игру: "Угадай народную сказку".
Публикация «НОД по речевому развитию „Чтение сказки „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
1. Он от дедушки ушёл, он от бабушке ушёл
Круглый сам, румяный бок, а зовётся.
Дети: Колобок.
2. Только за козой закрылась дверь, тут как тут голодный зверь
Знает сказку каждый из ребят -это
Дети: Семеро козлят.
3. На печи лежал Емеля, долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье, всё.
Дети: По щучьему веленью
4. Он не низок, не высок и не заперт на замок
Весь из брёвен, из досок. Стоит в поле
Дети: Теремок
5. Тянут дедка, бабка, внучка, тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко. Догадались? Это.
Дети: Репка.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
А сейчас мы познакомимся с ещё одной русской народной сказкой "Вершки и корешки". Садитесь поудобнее и будем читать сказку, а вы слушайте внимательно, а я потом буду задавать вам вопросы.
Чтение сказки.
Воспитатель: Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведь, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведь, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу положил на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь: — Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведь, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
Беседа по содержанию сказки
-Как называется сказка? ( Дети: «Вершки и корешки»)
-Кто ее сочинил? ( Дети: Народ) -Значит это. русская народная сказка.
-Каким вам показался в сказке медведь?
Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)
Воспитатель: Давайте вспомним, что делал в сказке медведь.
Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю».
-А что можно сказать о мужике? ( Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)
Воспитатель: Чем он занимался в сказке?
Дети: Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу положил на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать.
Воспитатель: Как одним словом назвать все, что он делал?
Дети: Трудился
Воспитатель: А давайте с вами вспомним, как разделил мужик урожай в первый раз?
Дети: Медведю - вершки, себе - корешки
Воспитатель: А во второй?
Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки
Воспитатель: Как вы думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, а обхитрил его?
Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому, что тот ему не помогал
Воспитатель: Кто в сказке вышел победителем?
Дети: Победителем в сказке оказался мужик
Воспитатель: Почему сильного медведя победил слабый мужик?
Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло.
Физкультминутка " В огороде"
Воспитатель: У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдём, урожай соберём.
В огород пойдём, урожай соберём.
Мы морковки натаскаем и картошки накопаем,
Срежем мы качан капусты, круглый. сочный очень вкусный
Щавеля нарвём немножко и вернёмся по дорожке.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Воспитатель: У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови, свёклы, редиски- корешки, которые растут в земле, у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землёй, листья и плоды)
Воспитатель: В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось.
Воспитатель: А вы ребята знаете, сможете отличить вершки и корешки?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. На доске расположены в разброс овощи, вам ребята необходимо расположить слева овощи со съедобными вершками, а справа со съедобными корешками.
Воспитатель: А у какого овоща съедобны и вершки, и корешки кто знает?
Я вам сейчас загадаю загадку и вы сразу догадаетесь.
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает
Дети: (лук)
Воспитатель: Правильно, молодцы справились с заданием.
Сейчас мы с вами поиграем ещё в одну игру "Закончи фразу".
Медведь большой, а мужик. (маленький)
Медведь глупый, а мужик. (умный)
Корешки у репы съедобные, а у пшеницы. (несъедобные)
У репы корешки сладкие, а вершки. (горькие)
А теперь давайте мы с вами побеседуем по содержанию сказки
Воспитатель: Как называется сказка? Вершки и корешки
Воспитатель: Кто её сочинил? (народ) Значит это русская народная сказка
Воспитатель: Кто приехал пахать поле? (мужик)
Воспитатель: Кто вышел к мужику из леса? (медведь)
Воспитатель: Что сказал медведь мужику? (я тебя съем)
Воспитатель: Что предложил мужик медведю? (вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай)
Воспитатель: Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем? (репу)
Воспитатель: Как осенью поделили мужик с медведем поделили урожай. Воспитатель: Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?
Воспитатель: Остался медведь доволен своим выбором? (нет)
Воспитатель: Почему? Потому что вершки оказались не съедобные
Воспитатель: Что посадил мужик с медведем на следующий год? (пшеницу)
Воспитатель: Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?
Воспитатель: Медведь остался доволен корешками? нет
Воспитатель: Почему? Потому что корешки у пшеницы оказались не съедобными
Воспитатель: Что мужик сделал из пшеницы? (из зерна-муку, из муки-тесто, из теста- пироги)
Подвижная игра с мячом "Съедобное не съедобное".
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай», "Съедобное не съедобное", «Вершки и корешки»
Воспитатель: Вам понравилось занятие?
Дети: Да
Воспитатель: На этом мы и заканчиваем с вами, сейчас вы отдохнёте и мы будем рисовать персонажей сказки.