Надежда Антонова
НОД по развитию речи в средней группе «Звуки [Ш]-[Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы НОД
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Воспитатель переключает внимание детей на предстоящую деятельность и приглашает на словесную игру «Кто, что умеет делать?»
Девочки умеют хлопать – хлоп-хлоп-хлоп.
Мальчики умеют топать – топ-топ-топ.
Девочки покружатся – 1-2-3.
Мальчики поклонятся – 1-2-3.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. Выполняют движения в соответствии с установкой к своему полу. Ребенок готов к общению со взрослым и к совместной деятельности
Мотивация
Публикация «НОД по развитию речи в средней группе „Звуки [Ш]-[Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Раздается звук, привлекающий внимание детей.
Вы слышите? Что это?
Воспитатель обращает внимание детей на сундук, из которого раздается звук.
Как вы думаете кто там?
Хотите посмотреть?
Воспитатель приглашает детей за столы.
Чтобы сундук открылся надо наши пальчики размять и выполнить пальчиковую гимнастику.
Воспитатель подводит ответы детей к тому, что сундук можно открыть, если выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
Сундучок закрыт наш на замок:
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли! Рассматривают сундук, проявляют интерес к нему и предлагают варианты ответов.
Создание хорошего настроения. Проявление интереса к предстоящей деятельности.
Проблемная ситуация Воспитатель открывает сундук, достает игрушки: жука и змеи.
Кто это?
Здравствуйте, это вы нас пугали?
Наши гости говорят, что они нас не пугали. У них случилась беда, они потеряли свои песенки и просят помочь им их найти. (воспитатель произносит слова от имени героев)
Ребята, поможем? Дети рассматривают игрушки
Сообщение темы занятия Сегодня мы будем искать песенки для жука и змеи и учиться их слышать и различать.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний Но для того, чтобы правильно спеть песенки мы должны обязательно потренировать наши язычки.
Возьмите зеркала. Сейчас мы выполним веселые упражнения.
(Воспитатель напоминает правила использования зеркал во время артикуляционных упражнений).
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лопаточка»
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко
Следите, чтобы язычок не дрожал, он должен быть расслабленным и широким.
Упражнение «Кошечка»
Видит: спинку выгнула
Маленькая кошка
Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов.
Упражнение «Качели»
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Упражнение «Улыбка, хоботок»
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у, и-у, и-у!»
Вот теперь наши язычки готовы правильно произносить песенки.
Речевая игра «Угадай чья песенка»
Как шипит змея?
Значит, какая песенка у змеи?
Как жужжит жук?
Значит, какая песенка у жука?
Уважаемые жук и змея – вот ваши песенки, больше не теряйте их.
Сейчас я предлагаю поиграть с нашими гостями: если увидите змею – шипите, а если жука – жужжите.
Воспитатель по очереди показывает игрушки и просит произнести звук.
Речевая игра «Далеко-близко».
Сейчас наш жук улетел далеко-далеко, его песенка чуть слышна.
А змея ползет близко, поэтому ее песенка слышна громко.
Жук летит близко и его песенка слышна громко, а змея ползет далеко и ее песенка чуть слышна.
Дифференциация звуков [ш] - [ж] (глухих и звонких)
Как узнать у кого песенка звонче: у змеи или жука?
Положите ладошку на горлышко и произнесите снова эти звуки.
Чем они отличаются?
Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.
Вывод: значит, песня жука звонче.
Дидактическая игра «Колокольчик»
Предлагаю вам поиграть в игру «Колокольчик».
Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]?
Если услышите звонкий звук [ж], позвоните в колокольчик.
Воспитатель уточняет действия детей.
Что вы будете делать?
Когда будете звонить в колокольчик?
Воспитатель произносит слова при необходимости звуки [ш]-[ж] произносит утрированно.
Слова: шахматы, жук, шар, жираф, жало, шапка, шишка, желудь.
Физкультминутка «Узнай по голосу»
Дети стоят в кругу. Воспитатель выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза, а дети ходят по кругу и проговаривают текст потешки по окончанию которой воспитатель выбирает ребенка, который произносит имя водящего. Водящий открывает глаза и называет имя произносившего. Игра проводится 2-3 раза.
Мы немножко поиграем,
И в кружочек дружно встанем.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя узнай!
Дидактическая игра «Подари картинку»
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары и обращает внимание на столы с карточками, где по центру каждого стола находятся картинки жука и змеи.
Предлагаю вам подарить веселые картинки нашим гостям.
Рассмотрите внимательно картинки.
Если в картинке спрятался звук [ш]- подарите ее змее, а если звук [ж] - жуку. Работать нужно дружно.
Картинки: шар, шапка, желудь, жираф, мяч дом.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания от имени жука и змеи.
Дидактическая игра «Поезд»
Нашим гостям пора домой, их ожидает поезд. Проводим наших гостей на перрон. Посмотрите, поезд ожидают и много других пассажиров.
Назовите их.
Все пассажиры поедут в разных вагонах.
В вагоне с колокольчиком поедут только те животные, у которых в названии есть звук [ж].
А в вагоне без колокольчика, у которых звук [ш].
Педагог уточняет действия детей.
Покажите, где у вас вагон с колокольчиком?
Какие пассажиры в нем поедут?
А какие пассажиры поедут в вагоне без колокольчика?
Возьмите карандаш и нарисуйте линию от пассажиров к нужному вагону.
(Воспитатель напоминает правила работы с карандашами, обращает внимание на осанку детей и правильно ли дети держат карандаши)
Наш поезд готов к отправке. Поехали? Звучит песня поезда.
Наблюдают за действиями воспитателя, выполняют по образцу, по инструкции взрослого, работают все вместе, осуществляют контроль.
Хоровые и индивидуальные ответы детей
Активно играют, делают выбор, осуществляют контроль и самоконтроль.
Демонстрируют физическую
активность, выполняют действия по тексту (водящий стоит в центре круга, дети ходят по кругу и проговаривают слова потешки)
Выполняют задание по инструкции взрослого. Активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками. Могут контролировать свой действия, движения и управлять ими.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует прежде всего в игре.
Хорошо владеет устной речью.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
Систематизация знаний.
Рефлексия.
Кому мы сегодня помогали?
Что для этого делали?
Какое задание для вас было интересным?
А какое задание было для вас сложным?
Вы все молодцы! Сегодня мы с вами научили жука и змею петь песенки и различать их.
Отвечают на вопросы, вспоминая раннее выполненные задания.
Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют, как справились с поставленной задачей. Умеет точно отвечать на поставленные вопросы.