юлия юрьевна подниколенко
НОД по развитию речи в старшей группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие :
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, песец, тюлень, морж, северный олень, белые волки, Север, лед, море, ветер, снег, метель, Красная книга, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть, морда.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, голубой, грациозный, толстолапый.
-глаголы: охотиться, питаться, плавать, нырять.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением животных Севера, загадки, мяч.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных, людях, их жилище, одежде, транспорте. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
«Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки беремся,
И гостям мы улыбнемся»
- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всей деятельности.
2. Артикуляционные упражнения
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
«Горка». Открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
«Сосулька». Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
«Ураганный ветер». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
«Метель». Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, скажите, кто знает, что такое север? (дети отвечают, воспитатель дополняет). Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Мы с вами отравимся именно туда на северный полюс.
Для это нам с вами надо создать ветер и холод (артикуляционная гимнастика, губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться).
Посмотрите какая красота нас окружает, голубой океан, айсберги, и снежные берега.
Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?
Дети: Да, мы готовы.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Он охотится на моржей, тюленей, рыбу
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
(картинки)
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день?
Это?
Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Ест лишайник, мох зеленый.
Ловкий маленький зверек,
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Дети: Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.
(картинка)
Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый?
Дети: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.
(картинка)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый.
Дети: Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Питается рыбой.
Воспитатель: Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец.
(картинка)
Большая птица-
Мороза не боится.
С крыльями, а не летает-
Ловко прыгает, ныряет.
Дети: Пингвин.
Воспитатель: Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.
Воспитатель А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животного, а вы их детеныша. (Дети стоят в кругу, воспитатель кидает детям мяч, называет животного, а ребенок называет детеныша.)
Олень – олененок; тюлень – белек; медведь – медвежонок; волк – волчонок; песец- песчонок; морж – моржонок; сова – совенок; заяц – зайчонок; кит – китенок.
Давайте поиграем в игру «Скажи какой».
Морж (какой)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой) – красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой) - черный, блестящий, большой, маленький.
Белый медведь (какой) – огромный, сильный, толстолапый
Ребята чтоб нам с вами не замерзнуть и продолжить наш путь мы сделаем физминутку.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками,
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера.
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю каждому рассказать про животное севера. Выбирайте картинки, про кого будете составлять рассказ по мнемотаблице «Животные».( Выслушиваем рассказы детей по схеме: название, размер, цвет шерсти, где живет, чем питается, как защищается от врагов.)
А сейчас еще поиграем в одну игру, которая называется «Повтори за мной правильно четко и быстро».
Ва- ва- ва, на суку сидит сова
Са-са-са, в тундре бегает лиса
Ца- ца-ца хвост пушистый у песца
Оч-оч оч, наступила полярная ночь.
Воспитатель: Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали, все молодцы!