олеся гниденко
НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Тулуна «Центр развития – детский сад «Гармония»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области
«Речевое развитие»
с детьми подготовительной группы
Тема занятия: «Зимний лес»
Автор: Гниденко Олеся Анатольевна,
воспитатель 1 кв. к.
Тулун, 2016 г.
Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы
Публикация «НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы „Зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Автор: Гниденко Олеся Анатольевна, воспитатель 1 кв. к., МБДОУ г. Тулуна «ЦРР- д/с «Гармония»
Тема занятия: «Зимний лес»»
Форма организации: групповая
Форма проведения: нетрадиционная
Форма проведения: тематическое занятие
Вид НОД:
Тип занятия: обучающий
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний
Программное содержание: Программное содержание: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами. Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности. Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
Словарная работа: сугроб
Оборудование к занятию: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картине, аудиозапись П. И. Чайковского из цикла «Времена года, сундучок со «снежками».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, загадывание загадок о временах года, экскурсии в осенний и зимний лес, словарная работа по теме «Зима».
Интеграция образовательных областей:
О. О. «Социально – коммуникативное развитие» - обсуждение ситуаций «Чужой стучит в дверь», «Один на прогулке», помощь медведю, ситуация «Встречаем гостей».
О. О. «Речевое развитие» - диалог, поисковые вопросы, обсуждение выполненных работ, рассматривание и составление описательного рассказа по картине с использованием карт-схем, чтение стихов, отгадывание загадок.
.
О. О. «Познавательное развитие» - называние предметов по величине, сравнение количества.
ОО «Физическое развитие» - адаптированная подвижная музыкальная игра «Мишка».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - слушание музыкальных отрывков, лепка, д/у «Оркестр», д/и «Узнай по звуку»
О. О. «Речевое развитие» - диалог, поисковые вопросы, обсуждение выполненных работ, рассматривание и составление описательного рассказа по картине с использованием карт-схем, чтение стихов
О. О. «Социально - коммуникативное развитие» - общение в ходе занятия, создание ситуации успеха и эмоционального комфорта с включением аудиозаписи.
О. О. «Познание» - беседа, загадки
О. О. «Физическое развитие» - физминутка
О. О. «Художественно-эстетическое развитие» - слушанье аудиозаписи П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети свободно располагаются на ковре.
Загадка.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель. -Как ласково можно назвать зиму?
- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).
- Ребята, кто желает прочитать наизусть стих о зиме? (1-2 ребенка)
-Ребята, вспомните, что бывает только зимой?
- Какой бывает снег?
(Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый).
-Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)
- Каким бывает лес зимой?
(Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным)
2. Основной этап.
Рассматривание и составление рассказов по картине
Воспитатель. - Какими словами можно описать зиму?
(Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима – волшебница)
Дети под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину.
Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
Беседа по содержанию картины.
-Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?
(На этой картине изображена зима).
Схема № 1- подскажет вам какое время года на картине.
- О чем нам рассказал художник?
(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).
Схема № 2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник?»
-Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (Схема №3) .
(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).
-Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)
-Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).
-Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)
-Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)
(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).
- Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)
- Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)
Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.
- А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, она тоже заснула.
- Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)
(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).
-Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название (схема №7). (Ответы детей)
- Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный? (Все кругом окутано снегом, укрыто, точно мягким пушистым одеялом).
- Я считаю, что накануне был снегопад. Вы догадались, почему я так счситаю?
Физминутка «Зимой» (импровизация движений).
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы
.Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.
- Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала мы составим один рассказ по цепочке, а помогут нам в этом карточки-схемы
Рассказ по цепочке.
На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.
На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.
Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.
Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.
Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса. Я бы назвала эту картину «Зимний лес».
- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.
Дети составляют рассказы (5-6 человек).
Игра с мячом «Какая?»
Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
(Дети при правильном ответе берут снежок из «Волшебного сундучка»).
3. Итог
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- Что вам понравилось? В чем были затруднения?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?