Наталия Пелипенко
Конспект НОД по развитию речи «Транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР
НОД по развитию речи по теме : «Транспорт»
в подготовительной группе для детей с ОНР
Цель: актуализировать знания детей по теме «Транспорт» и умение детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный; пассажирский, грузовой); закреплять знания детей о частях транспорта. Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных; образовании притяжательных прилагательных, закреплять понятие «род» имен существительных. Тренировать в умении образовывать существительные слиянием основ двух существительных, уменьшительно -ласкательной формы имен существительных, образовывать глаголы с помощью приставок. Упражнять в согласовании имен существительного и числительного. Воспитывать уважение к труду взрослых, формировать потребность соблюдать ПДД; умение согласовывать свои действия с действиями других, внимательно слушать ответ товарища; воспитывать усидчивость; интерес к образовательному процессу.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Транспорт“ в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: демонстрационный и раздаточный материал к д / у «Один – много», «Билет», «Бинокль». План – карта города, игрушечный транспорт.
Словарь: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы, светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист. Пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный. Ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить ( и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать, заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить
Ход:
- Ребята, сегодня мы поговорим о транспорте и профессиях, связанных с транспортом. А поможет нам в этом… транспорт! Если мы едем в транспорте, как нас будут называть (пассажиры?
-Какой городской пассажирский транспорт вы знаете?
-Как называется место, откуда начинает свой маршрут автобусы и маршрутные такси? – Автовокзал. - Троллейбус?- Троллейбусный парк. - Трамвай?
- Трамвайное депо. -Такси?- Таксопарк.
-Ребята, кто управляет всем этим транспортом? - Водители.
-Прежде, чем выехать на маршрут вся техника проходит техосмотр. Кто осматривает технику и при необходимости её чинит? – Автомеханик, автослесарь.
-Чтобы транспорт мог двигаться, ему необходим источник энергии. Что служит источником энергии троллейбусу и трамваю? - Электричество. Как можно назвать троллейбус и трамвай одним словом? - Электротранспорт. Ребята, для техобслуживания троллейбуса и трамвая нужен специалист, который называется электромеханик.
- Что служит источником энергии для автобусов, такси? - Бензин или дизельное топливо. А где можно получить это топливо? На заправке. Кто работает на заправке? - Бензозаправщик.
-Наш транспорт выходит на маршрут следования. А что нужно сделать пассажиру, чтобы совершить поездку? Правильно, купить билет. Кто продаст нам билет? –Кондуктор.
-Ребята, подскажите, что должен знать водитель, чтобы управлять транспортным средством? - Правила дорожного движения.
-Кто следит за тем, чтобы правила движения выполнялись?- Инспектор ГИБДД. А что помогает инспектору регулировать движение? Светофор, дорожные знаки, разметка дороги.
-У нас на картинке нарисован один человек или предмет, а в городе много людей трудится на транспорте, много транспорта.
Поиграем мы немного: был один, а стало много:
У меня на картинке один автобус, а в городе – много…автобусов (трамваев, троллейбусов, такси, маршрутных такси, кондукторов, автомехаников, инспекторов, бензозаправщиков, остановок, светофоров, пассажиров).
-Давайте на минутку представим, что водитель - это каждый из вас.
Физминутка «Мы – шофёры»
Едем – едем на машине (руками крутим руль)
Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)
Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд- назад)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу вглядываемся вдаль)
Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях движения вправао-влево)
вправо-влево – чистота!
Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)
Мы шофёры – хоть куда! (выставляем большой палец)
-Мы с вами приехали на железнодорожный вокзал. Что мы здесь увидим? - Поезд. - Что мы называем поездом? - Паровоз и вагоны.
- Кто управляет поездом? – Машинист. А в вагонах пассажирам помогает проводник. Проводник помогает найти место, которое указано в билете, расположиться на полке, предлагает чай и кофе, следит за чистотой в вагоне, напоминает пассажирам об остановках.
-Что нужно сделать, чтобы совершить поездку на поезде? - Купить билет.
-Где можно купить билет? - Билет можно купить через интернет или в кассе.
-Кто продаст нам билет? – Билеты продает кассир.
- Ребята, отправляясь в путешествие, билет нужно покупать не только для себя, но и для багажа. А вы купили багажный билет? Торопитесь!
-Предъявляя багажный билет, подтвердите, что это ваша вещь:
-это моя (мой, мое, мои) туфли, кукла, пирамида, краски, карандаши, пальто, мороженное, ведро, самолет, самокат, ракета, самокат.
-Отправляемся в путь!
Физминутка «Паровоз»
Загудел паровоз:«Ту-ту»
(Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез. Чу-чу-чу, чу-чу-чу
(«паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу. Паровоз кричит:
«Ду-ду, я иду, иду, иду».
А колеса стучат, а колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
- Наш поезд привез нас к морю. А вот и морвокзал. Наше путешествие продолжится на теплоходе.
- Кто управляет кораблем? - Капитан. - Кто ему помогает? – Матросы. Этот теплоход перевозит грузы, значит он…грузовой. Но капитан возьмет нас борт, если мы поможем загрузит его судно. Корабль перевозит специальный транспорт. Название каждого груза состоит из двух слов-основ. Надо составить одно слово из двух и груз окажется в трюме корабле:
- хлеб возит…хлебовоз
- бетон мешает…бетономешалка
- сам сваливает… самосвал
- воду возит… водовоз
- молоко возит… молоковоз
- бензин возит…бензовоз
- сам летает…самолет
- пар возит…паровоз
- вертит и летит…вертолет
- тепло возит…тепловоз
- ходит на тепле – теплоход
-перевозит сухой груз – сухогруз.
- Молодцы! Мы отправляемся в путь по морям и океанам. А что бы в пути не скучать, давайте посчитаем предметы, которые увидим на теплоходе. Например: 1штурвал,2 штурвала, 3 штурвала, 4штурвала, 5 штурвалов (якорь, шлюпка, фуражка, спасательный круг, иллюминатор,трап)
Физкультминутка «Теплоход»
От зеленого причала оттолкнулся теплоход, (дети встали.)Раз, два.
Он шагнул назад сначала (шаги назад.) Раз, два!
А потом шагнул вперёд (шаги вперёд.) Раз, два!
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход (ходьба на месте.)
- Нас доставил теплоход прямо в аэропорт! Что мы здесь увидим? – Самолеты.
-Кто управляет самолетом? – Пилот. А в салоне самолета пассажирам помогает стюардесса. Она рассказывает пассажирам о правилах поведения на борту самолета, объясняет, как действовать в чрезвычайной ситуации. Стюардесса помогает пассажирам разместить багаж, предлагает им журналы и пледы для отдыха. Обеспечивает едой. Помогает при выходе из самолета на трап.
- Ребята, назовите части самолета (корпус, кабина, крылья, мотор, шасси, пропеллер, штурвал, приборы, салон, кресла, иллюминатор).
-Давайте выглянем в иллюминатор. С высоты все предметы кажутся маленькими, как будто смотришь на них в перевернутый бинокль. Хотите посмотреть? Берите бинокли! Дом большой, а я вижу маленький… домик (дерево, река, корова, птица, облака)
-А я в свой бинокль вижу, как самолет идет на посадку.
Физминутка «Самолет»
Руки ставим мы вразлет: (руки в стороны.)
Появился самолет (полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
И на место все садись! (сели на места).
-Мы приземлились. И нам с вами надо вернуться в детский сад. Мы отправимся туда на такси. Кто управляет такси? – Таксист. Вы тоже станете таксистами, а дорогу я вам подскажу. Берите автомобили и отправляемся в путь:
Ехали мы, ехали, к мостику …подъехали,
На мост въехали, по мосту проехали,
С мостика мы съехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, яму мы …объехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, кочку …переехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, за дом …заехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, из –за дома…выехали,- дальше поехали.
Ехали мы, ехали, к саду …доехали, и ворота и въехали.
-Вот мы и дома! Давайте вспомним, на чем мы сегодня путешествовали?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)
По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)
Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)
А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны).