Елена Слободчикова
НОД по развитию речи для детей средней группы «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.
Развивающие :
Развитие просодической стороны речи.
Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Публикация «НОД по развитию речи для детей средней группы „В мире звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Материал: Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик, молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске, маски животных, ширма.
Ход занятия
Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».
Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение. (Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).
Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей)
Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.
Ребята, а какое настроение вы выберете себе, чтобы отправиться в путешествие? (ответы детей).
Тогда отправляемся в путь! (Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).
Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.
Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т. д).
Педагог: Что вы услышали? (Ответы детей).
Педагог: А сейчас послушайте такие звуки ( за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).
Педагог: Что вы услышали? А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).
– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.
– Чем вы слушали? (Ответы детей).
Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).
И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).
Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).
Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!
В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!
В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!
Мимо машины бежали: – ТРРРР!
Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!
Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!
Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!
Листья на ветру шумели: – ТСС!
Змеи в лесу шипели: – ШШШ!
А комары все пели: – ЗЗЗЗ!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!
Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?
– Как перекликались поезда?
– Как кашляли куклы?. и т. д. (Ответы детей).
Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес. (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).
Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик ээ.
(Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).
Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному : громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.
Педагог: А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).
Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (ответы детей).
Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.
Произнесите звук : п-п-п. Этот звук произносится губами.
Произнесите звук : л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.
В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.
Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.
Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки? (Ответы детей).
Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).
Итог занятия:
Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?