Надежда Дерышева
Конспект НОД по развитию речи «Весна» с использованием мнемотаблицы для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- расширять представления детей о времени года - весна;
- развивать у детей умение анализировать и сравнивать предметы;
- обогащать речь детей существительными, глаголами и прилагательными, описывая предмет;
- развивать монологическую форму речи;
- учить детей описывать время года, использую мнемотаблицу.
Словарная работа: сосулька, весна, скворечник, почки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна“ с использованием мнемотаблицы для детей средней группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Используемые материалы: видео «Сильная метель», видео «Весна»; предметы: сосулька, снег, ветка с набухшими почками, скворечник, птички, разные кораблики; аудиозапись «пение птиц» и «журчание ручейка весной»; таз с водой; игрушка солнышко; мнемотаблица «Весна»; вязанный телевизор; герой Весна; лукошко с угощеньями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал, здороваются с гостями. На мультимедийном экране появляется видео со звуком «Сильная метель»
- Ой, ребята, что это? Что происходит? Какое время года на экране? Что с ней происходит? Почему она злится? (метель, вьюга, зима злится) Как она злится? (ууууууу, показ сильного ветра «дуем»)
- Зима не даром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
На мультимедийном экране появляется видео со звуком «Весна»
- Какое время года сейчас на экране? Почему решили, что весна? (природа пробуждается, почки набухают, листики распускаются, птички прилетают)
2. Работа с предметами. Игры «Что из чего?», «Какой? Какая?», «Сходства и отличия»
Первый стол с предметами: сосулька, снег, ветка с набухшими почками, скворечник, птички, разные кораблики.
- Какие предметы вы видите на столе?
- Что происходит со снегом весной? Когда он растает, во что он превращается?
- Какой еще предмет на столе может таять? (сосулька) Во что она превратиться, когда растает?
- Какая сосулька по форме?
- Потрогайте, какая она на ощупь? (скользкая, гладкая, холодная, мокрая, острая, ледяная)
- Какого она цвета? (бесцветная, прозрачная)
- Что произойдет, если по ней ударить? (она расколется)
- Значит, сосулька какая? (хрупкая)
- Что произойдет с сосулькой, если она будет находиться в комнате? (растает)
- Почему это произойдет? (потому что в помещении тепло)
- А почему сосульки тают на улице весной? (снег и сосульки тают весной от теплого солнца и воздуха)
- Когда тает сразу много сосулек, получается капель.
- Что общего между сосулькой и снегом? (холодные, тают, превращаются в воду)
- Чем они отличаются? (цветом, сосулька твердая, снег рыхлый, сосулька длинная, снег комочком)
Ребенок: Под самым карнизом,
Под самым солнцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.
- Весной нужно быть особенно осторожными на улице. Как вы думаете почему? (ответы детей). Весной днем теплее и тает снег, а вечером он подмораживается и может быть очень скользко. А на карнизах домов бывает очень много сосулек, поэтому нужно ходить строго по тротуарам и не ходить под домами. Как вы думаете, почему? (может упасть сосулька)
- Что происходит с деревьями весной? (почки набухают, листья распускаются) Какого цвета распускаются листья? Какие деревья вы знаете?
- А что это за предмет? (скворечник) Для чего он нужен? Каких птиц вы знаете? (перелетных и неперелетных) Какие птицы перелетные? Какие неперелетные? Как можно ласково назвать птиц? (птички) Как называют детенышей птиц? (птенцы) Как птицы поют? (включить аудиозапись «пение птиц»)
- Ребята, а сколько корабликов вы видите? Они все одинакового размера? Из чего сделаны кораблики? Значит они какие? (пластмассовые, деревянные, бумажные, пенопластовые) Что можно делать с корабликами весной? (пускать по ручейку) Кораблики что делают? (плывут)
* Можно использовать таз с водой, чтобы дети сами пустили туда кораблики и помогли им плыть (дуть на кораблики, чтобы они плыли). (включить аудиозапись «журчание ручейка весной»)
- Теперь нужно просушить кораблики на солнышке. (положить их на разнос)
3. Работа с корабликами «Выложи кораблик по схеме».
- Наши кораблики сломались. Их нужно отремонтировать. (дети выкладывают кораблики на плоскости из палочек по схеме)
4. Физминутка. Игра с солнышком.
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.
- А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
- Солнце круглое как (мячик, шарик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
- Солнце теплое как (печка, рукавичка)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка)
- Солнце жаркое как (костер, огонь)
5. Работа по мнемотаблице. Составление рассказа «Весна»
Мнемотаблица расположена на вязаном телевизоре.
- Ребята, наш телевизор хотел показать нам весну, но у него ничего не получается. Давайте сейчас вспомним все, что мы говорили о весне и составим рассказ, используя эту таблицу. Поможем ему.
- Что изображено в таблице?
* Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Сосульки, снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
6. Итог НОД.
Входит весна, в руках лукошко с угощеньями.
- Слышу, слышу, обо мне говорят. Ребята, вы меня узнали?
- Расскажите, что вы сегодня обо мне узнали?
- Да, дел у меня не мало, все нужно успеть. Вижу, что сегодня вы хорошо поработали, поэтому хочу дать вам лукошко с угощеньями.
- Ну, а мне пора идти. Мы встретимся с вами еще ни раз. До свидания.
Весна уходит. Дети возвращаются в группу.