Елена Николаевна Радыгина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем птицам разобраться»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Поможем птицам разобраться».
Программное содержание: Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах.
Развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи различного характера.
Активизировать словарь по теме: орнитология.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Поможем птицам разобраться“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Формировать умение в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде.
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, в мир птиц!
Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие группы можно их разделить?
Дети: Дикие, домашние, перелётные, зимующие, водоплавающие.
Воспитатель: Чтобы нам было интереснее путешествовать, предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда будет перелётными, а другая зимующими птицами.
Воспитатель: Устроим соревнования между командами. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ команда будет получать звёздочку.
Первый конкурс называется «Назовите причины, почему птицы улетают на юг?»
Дети: Тепла становится все меньше и меньше. Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев. Трава увядает.
Вода в водоёмах, реках замерзает. Почва покрывается снегом.
Воспитатель: Правильно. Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для птиц сигналом – пора отправляться в путь. Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием.
Второй конкурс называется «Кто быстрее разделит птиц, изображённых на картинках, на перелётных и зимующих?»
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Воспитатель: Молодцы!
Третий конкурс называется «Отбери водоплавающих птиц».
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота.
Воспитатель: Отлично справились с заданием.
Следующий конкурс называется «Отгадай загадку». Каждая команда по очереди будет называть подходящее слово-отгадку.
1. Вещунья – белобока,
А зовут её (Сорока)
2. Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её (Синичка)
3. Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!» (Ворона)
4. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
5. Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
6. Всю ночь летает. Мышей добывает.
А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова)
7. Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
8. Белый бок, серый бок. Воркует нежно (Голубок)
Воспитатель: А сейчас мы с вами все превратимся в синичек.
Проводится физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: Следующий конкурс называется «Запомни и назови пары птиц».
Детям читается стихотворение-шутка, в котором есть названия птичьих самок и самцов. Дети должны запомнить пары и назвать их.
Селезень утке читает прибаутки.
К курице петух мчится во весь дух.
Гусь гусыне гогочет, сказать что-то хочет.
А скворчиха для скворца спела песню с утреца.
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Следующий конкурс называется «Кто больше назовёт птенцов?»
Педагог по очереди называет командам птиц, а дети должны правильно назвать птенца.
Воспитатель: Молодцы!
Предлагаю следующий конкурс. Он называется «Четвёртый лишний».
Детям предлагается из предложенных названий птиц выбрать неподходящее название птицы и объяснить свой выбор.
Ласточка, павлин, воробей, журавль. (Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка. (Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос. (Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк. (Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова. (Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка. (Сова – ночная птица).
Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах.
И следующее задание будет называться «Назови сказку или героя сказки».
Дети по очереди определяют название сказки, либо персонаж из сказки.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель: Молодцы! Здорово справились со всеми заданиями.
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду. Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети: Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель: Подведём итоги. (Считаются заработанные командами звёздочки. Определяется команда победитель).
Воспитатель: Вы очень много знаете о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.