Валентина Алексеева
Проект в первой младшей группе «Поможем птицам зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта.
Автор: Алексеева Валентина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ «Маминский детский сад»
Тема проекта: «Поможем птицам зимой»
Тип проекта: информационно-воспитательный
Вид проекта: групповой.
Постановка проблемы:
Для взрослых. По свидетельству российских ученых, из десяти синиц в зимние месяцы погибают девять, причем не от холода, а от голода. Птичий организм устроен так, что в состоянии поддерживать температуру тела и в тридцатиградусный мороз, но для этого ему нужна пища. Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Поможем птицам зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Для детей: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Обоснование проблемы: Отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о птицах зимой.
Цель проекта: воспитывать интерес у детей к птицам и желанием им помочь в зимний период.
Задачи:
1) Воспитывать заботливое отношение к птицам, сочувствие, желание помогать в трудные зимние условия.
2) Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц – о жизни птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях поведения и питания.
3) Познакомить детей с зимующими птицами – синица, снегирь.
4) Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе. Научить детей правильно подкармливать птиц.
5) Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
6) Укреплять детско-родительские отношения.
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (01-17 ноября 2017 г.)
Результат:
- Ребенок заботится о птицах, сочувствует им, помогает в зимнее время (подкармливает)
- У ребенка развит познавательный интерес к жизни зимующих птиц
- Ребенок знаком с зимующими птицами
- Ребенок знает как вести себя в природе
- Ребенок приобрел первоначальные навыки кормления птиц
- В группе созданы условия по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц: пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
2. Краткое описание этапов реализации проекта.
План-схема
Подготовительный этап (01.11. – 03.11.).
Определение уровня знания детей о зимующих птицах:
- Беседа с детьми «Что ты знаешь о зимующих птицах»
Определение темы, исходя из интереса и знаний детей:
- Беседа с родителями, анкетирование.
- Решение проблемной ситуации с детьми «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Обеспечение дидактическими материалами:
- Подборка иллюстраций с изображением птиц
- Подборка детской художественной литературы о птицах (стихи, песенки, потешки и др.)
- Подборка голосов птиц на электронном носителе
- Подборка художественных материалов для продуктивной деятельности
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
Основной этап (07.11. - 13.11.)
Работа воспитателя с детьми
Наблюдение «Птицы зимой»:
- Ежедневно на прогулке
Экспериментирование:
Рассматривание птичьих следов
Исследование птичьего пера
НОД «Зимующие птицы» с использованием мультимедийной презентации
Игровая деятельность
Дидактические игры:
Разрезные картинки «Собери птицу»
«Кто как кричит»
«Угадай, что за птица»
«Какая птичка улетела?»
Подвижные игры:
«Птички летают»
«Птички и автомобиль»
«Птички в гнездышках»
«Воронята»
«Вороны»
Пальчиковые игры:
«Сорока – сорока»
«Птички»
«Совушка – сова»
«Воробей»
«Десять птичек стайка»
«Кукушка»
СРИ:
«У синички день рождения»
«Больница для птиц»
«Птичий двор»
«Столовая для птиц»
Развитие речи
Дыхательная гимнастика «Согреем птичку», "Подуй на пёрышко".
Словесная игра: «У человека и у птицы».
Речевая игра «Повтори за мной голосом птицы». Артикуляционная гимнастика «Птички поют громко и тихо».
Беседы:
«Как узнать птиц?»
«Каких птиц я видел (а, гуляя с родителями»
«Как живут наши пернатые друзья зимой?»
«Зачем помогать птицам зимой?»
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Рассматривание:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографий по теме
Чтение:
Потешка «Сорока»
А. Барто «Птичка»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
В. Звягина «Воробей»
Г. Ладонщиков «Наши друзья», «Каждый день»
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»
Продуктивная деятельность
Рисование «Корм для птичек»
Лепка «Покормите птиц»
Коллективная аппликация «Птички на дереве»
Конструирование «Домик для птиц»
Работа воспитателя с родителями:
Анкетирование «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
Интервью «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
Консультация «Покормим птиц зимой»
Задание: рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях
Книжка-передвижка «Кормушки для птиц»
Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц
Плакат «Покормите птиц зимой»
Сбор корма для птиц «Кто что любит?»
Участие родителей в фотоконкурсе «Птичья столовая»
Заключительный этап (14.11. – 16.11.)
Вывешивание кормушки на участке
Развлечение «Синичкин день»
Трансляция проекта:
- Выступление с сообщением из опыта работы на сайте ДОУ
- Выступление на родительском собрании
3. Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.
Наблюдение Тема «Птицы зимой»
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
Задачи:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
• Развивать физическую активность детей.
• Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
• Научить детей правильно называть части тела птицы.
Экспериментирование.
Тема: Исследование птичьего пера.
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Кто это?
• Что есть у птицы?
• Чем покрыты ее тело и крылья?
• Зачем ей нужны перья?
• На что перья похожи?
Тема: «Рассматривание птичьих следов» (на прогулке)
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: птичьи следы.
Воспитатель задает вопросы
• Что это?
• Кто их оставил?
• Как догадался?
• Почему у воробья следы маленькие?
• Почему тут следы кончились?
Конструкт НОД Тема «Зимующие птицы»
Цель: обобщить знания детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
• Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
• Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, высотность голоса.
• Развивать зрительное внимание, умение находить общий признак предмета, выявлять предмет, не имеющий данного признака. Формировать предпосылки логического мышления.
• Знакомить детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц, учить отличать, правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, сорока).
Материал: картинки и фотографии с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица, снегирь); музыкальная запись с голосами птиц.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
Разрезные картинки «Собери птицу»
Цель: Учить собирать целое из частей.
Задачи:
• Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
• Развивать мышление детей.
• Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путём прикладывания.
Оборудование. Разрезные картинки из 2-х частей. Целые картинки, соответствующие изображениям на разрезных картинках.
Ход игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых птиц. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.
«Кто как кричит»
Цель:
Задачи:
• Воспитывать любовь к птицам.
• Развивать у детей слух, навыки звукоподражания.
• Научить различать птиц по их внешнему виду и издаваемым звукам.
Материал: мультимедийная презентация.
Ход игры. Воспитатель показывает слайд с издаваемым звуком птицы. После того, как дети называют птицу, на слайде появляется изображение этой птицы.
«Угадай, что за птица»
Цель: Учить детей отгадывать загадки.
Задачи:
• Воспитывать любовь к пернатым друзьям, желание заботиться о них.
• Развивать образное мышление, образное внимания, долговременную память.
• Узнавать знакомых птиц по описанию.
«Какая птичка улетела?»
Цель: Развитие зрительного внимания.
Материал: мольберт, магниты, картинки птиц.
Ход игры. Воспитатель выставляет картинки птиц. Вместе с детьми проговаривает название птиц. Затем просит детей закрыть глаза (или отвернуться, убирает одну картинку. Просит детей открыть глаза и назвать птицу, которая «улетела».
Подвижные игры:
«Птички летают»
Задача: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.
Описание: на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.
Правила: внимательно слушать и действовать по сигналу воспитателя:
Птички в гнездышках
Дети – «птички» - встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см, расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».
«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!» - птички улетают в свои гнездышки.
Птички и автомобили
Девочки назначаются «воробьями», а мальчики – «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки - «птички» - «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зерна». По сигналу взрослого: «Автомобили выехали!» — «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль» и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.
Воронята
Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», -начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели,
Воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали,
Всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —
Клювами стучали.
Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
(А. Ануфриева)
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.
«Вороны»
Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.
Ход игры:
Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница для птиц»
Цель: способствовать накоплению опыта совместных игр.
Задачи:
• Воспитывать в детях внимательность, чуткость.
• Учить детей ухаживать за больными (птицами) и пользоваться медицинскими инструментами.
• Расширять словарный запас.
Оборудование: игрушки птицы, медицинские инструменты, халат и чепчик для врача.
Ход игры. Воспитатель вносит игрушку птичку и говорит, что нашла птичку. Она лежит и не улетает. Что с ней случилось? У нее болит крылышко. Что же делать? Давайте ее полечим.
«Птичий двор»
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.
Наши уточки с утра.
Наши гуси у пруда.
А индюк среди двора.
Наши гуленьки вверху.
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт!
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.
«У Синички день рождения»
Воспитатель. Ребята, сегодня особенный день. У Синички день рождения. Она приглашает нас всех к себе в гости. Когда идёшь на день рождение, что надо с собой взять? (Подарки.) Давайте приготовим для Синички подарки. Что любит Синичка? (Зернышки, сало).
Все подарки дети складывают в корзинку.
Появляется Синичка. Дети здороваются, а затем вместе с воспитателем вручают ей подарки с поздравлениями.
Воспитатель. День рожденья – день рожденья,
Всюду шутки, песни, смех,
И, конечно, любят гости
В этот день поздравить всех.
Дети поют птичке «Каравай».
Синичка. Большое спасибо вам ребята за поздравления и подарки. Приглашаю вас всех к столу.
После угощения Синичка предлагает гостям поиграть.
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
Воспитатель. Вот какой день рождения был у Синички. Вам понравилось, весело было? Теперь пора прощаться. Сейчас мы с вами пойдем гулять, а Синичка пока отдохнет и потом полетит в свое гнездо.
Дети благодарят птичку за угощение и прощаются с ней.
«Столовая для птиц»
Воспитатель сооружает из крупного строителя кормушку.
Воспитатель.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Воспитатель предлагает детям надеть маски птиц и приглашает птичек к кормушкам.
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетели в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Дети-птички подлетают к «кормушке» и начинают «клевать».
Воспитатель (обращается к ребенку).
- Ты какая птичка?
- Какая у тебя грудка? Какие перышки? И т. д.
- Как ты ходишь?
- Как ты поешь?
- Что ты любишь клевать?
Воспитатель. Ребята, кто покажет, как прыгает воробей?
Дети показывают: прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.
Воспитатель. Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются
Дети показывают: шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.
Воспитатель.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Сейчас мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой корм для птиц и покормим птичек.
Пальчиковые игры:
Игра «Сорока»
1 вариант
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала — Он еще маленький.
2 вариант
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор — кашу на стол.
Этому дала на тарелочке, этому на блюдечке,
Этому в чашке, этому в мисочке.
А этому не дала. Ты дров не таскал,
Ты воды не носил, ты каши не варил.
Вот тебе ложечка — свари себе кашку.
Птички
Птички прилетали, - Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями.
Крыльями махали
Сели, посидели - Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол.
Дальше полетели. - Повторяем первое движение.
Совушка-сова
Совушка-сова - Руки положить на голову, покачать головой.
Большая голова.
На суку сидела, - Не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону.
Головой вертела.
Во траву свалилася, - Уронить руки на колени.
В яму провалилася. - Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища.
Игра «Кукушка»
Шла кукушка мимо рынка
Идем по столу указательным и средним пальцами.
У нее была корзинка
Ладони соединяем «ковшом».
А корзинка на пол – бух!
Ударяем по столу «ковшом» и размыкаем руки.
Полетело 10 мух
Разводим руки в стороны, шевеля пальчиками.
Игра «Воробей»
Шустро скачет воробьишка, - Стучат пальцами по столу.
Птичка – серая малышка. - Сжимают и разжимают пальцы в кулак.
По двору шныряет, - Пальцами «ходят» по столу.
Крошки собирает. - Стучат пальцами по столу.
Игра «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка: - Хлопаем в ладоши.
Десять птичек – стайка. - Растопыриваем пальцы на обеих руках.
Эта птичка – соловей, - Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, - Поочередно загибаем пальчики на левой руке, начиная с большого.
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. - Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей
Птички, птички – по домам!- Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой - крыша.
Продуктивные виды деятельности
Рисование «Корм для птичек»
Цель занятия: Развивать творческие способности.
Задачи:
- Воспитывать любознательность и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
- Развивать мелкую моторику рук
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.
- Учить наносить клей на изображение и приклеивать картинку.
- Закреплять знание желтого цвета.
Материал и оборудование: ватные палочки, желтая краска, изображение птички, салфетки на каждого ребенка. Лист бумаги А4.
Лепка «Покормите птиц»
Цель: Развивать творческие способности.
Задачи:
- Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
- Закреплять знание желтого цвета.
Материал и оборудование: кормушка, пластилин желтого цвета, салфетки.
Коллективная аппликация «Птички на кормушке»
Цель: создание коллективной аппликации.
Задачи:
• Вызвать желание работать группой.
• Воспитывать интерес к отображению представлений о птицах.
• Развивать мелкую моторику.
• Упражнять детей в наклеивании силуэтов птиц на лист ватмана, располагать их на ограниченном пространстве.
• Продолжать учить детей использовать в работе клей-карандаш.
Материал и оборудование: Лист ватмана формата, с предварительно нарисованной кормушкой, готовые силуэты птиц (по количеству детей + несколько лишних и для воспитателя, клей-карандаш (по количеству детей, салфетки.
Конструирование «Домик для птиц»
Цель: построение домика из строительного материала.
Задачи:
• Развивать интерес к конструктивной деятельности.
• Формировать навыки сотрудничества.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук и координацию движений.
• Развивать зрительную память, произвольное внимание, наблюдательность.
• Упражнять в умении строить домик из строительного материала, устанавливая один кубик на другой.
• Учить находить предмет по описанию.
Материал и оборудование: строительный материал (кубики, призма треугольная, игрушка- птичка большая и маленькая.
Оргмомент. Наша кукла Катя ходила гулять и увидела на улице птичку, которая сидела на дереве и скучала. Птичке негде жить, у нее нет дома. Как же нам помочь птичке? Ребята, давайте построим птичке домик из конструктора.
Критерии эффективности
В результате реализации проекта
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- расширен кругозор детей о зимующих птицах;
- обогатился словарный запас детей;
- у детей проявилось развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Методическое обеспечение
Конструкт НОД «Зимующие птицы»
Мультимедийная презентация «Зимующие птицы»
Конструкт «Корм для птичек»
Конструкт «Покормите птиц»
Конструкт «Птички на дереве»
Конструкт «Домик для птиц»
Анкета
Конспект консультации «Покормим птиц зимой»
Книжка-передвижка «Кормушки для птиц»
Положение о фотоконкурсе «Птичья столовая»
4. Выводы о результатах проекта
Результатом этого проекта на сегодняшний день стало следующее:
1. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство группы и выявление интересных идей.
2. Расширяются познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц, их пользе для природы и человека.
3. Сформировались навыки заботливого отношения к птицам у всех участников проекта.
4. В группе созданы условия по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
5. Результаты проведенных мероприятий освещаются на сайтах, в блоге воспитателя, на сайте детского сада.
Итак, анализ проводимой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволяет нам следующие выводы:
1. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творчески способностей.
2. Ценностно-ориентированная деятельность помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получают не только знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к птицам. Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц нашей местности и их изучения.
3. Совместная проектная деятельность помогает родителям осваивать некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнерами.
В каждом из нас живет естественное желание заботиться о братьях наших меньших. Мы, взрослые, должны помогать в этом своим детям. Проявляя сочувствие к птицам, мы можем помочь пережить им суровые погодные условия. Конечно, мы не спасем всех птиц, но поможем многим! Мы помогаем птицам, а они помогут нам!
Перспектива: в дальнейшем разработать весенний проект «Скворцы прилетели».