Костенкова Юлия Сергеевна
Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) по теме «Времена года» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация представлений об изменениях в природе в зависимости от времен года.
Задачи:
Образовательные: закреплять у детей умение выделять приметы каждого времени года; учить классифицировать свойства и явления окружающего мира и деятельность людей в разное время года.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) по теме „Времена года“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать логическое мышление, воображение, монологическую речь, навыки моделирующей деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, чувство товарищества.
Оборудование: модели «Времена года», «Признаки времен года», (приложение 5); символы времен года; таблицы и условные знаки для их заполнения; жетоны – билеты на поезд.
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы мне скажите, что это такое.
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
Дети: времена года : Зима, весна, лето, осень.
Верно, это времена года.
Основная часть.
Воспитатель демонстрирует модель «Времена года».
Воспитатель: Посмотрите, на этой модели мы можем видеть, чем отличаются между собой все времена года.
Воспитатель просит детей по очереди с опорой на модель описать признаки времен года.
Воспитатель: Что общего во всех временах года?
Дети: во всех временах года присутствуют солнечные и пасмурные дни, есть ветреные дни, может идти дождь и т. д.
Воспитатель: В какое время года больше солнечных дней?
Воспитатель: В какое время года больше пасмурных дней?
Воспитатель: В какое время года больше ветреных дней?
Воспитатель: В какое время года больше дождливых дней?
Воспитатель: В какое время года идет снег?
Воспитатель: Дети, у нас есть доска, на ней изображены символы каждого времени года. Давайте мы выберем те картинки, которые соответствуют зиме, весне, лету и осени и повесим на магнитную доску.
Воспитатель подводит детей к магнитной доске, где висят картинки с символическими изображениями всех времен года.
Дети подходят к столу, выбирают картинки, вешают их на магнитную доску, поясняя, почему они выбрали эту картинку.
Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим, все ли правильно мы с вами сделали?
Идет обсуждение.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года? Отправимся?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, на каком виде транспорта лучше всего отправиться в такое путешествие?
Дети предлагают варианты.
Воспитатель: Более удобным будет отправиться в такое путешествие на поезде, а почему?
Ответы детей: все видно из окна, все поместятся и т. д.
Воспитатель: Сейчас я вам раздам билеты, это будут не простые билеты, а с ленточками. Как вы думаете, для чего нам будут нужды ленточки?
Дети отвечают, чтобы билеты не потерялись, мы их может повесить на себя.
Воспитатель раздает детям жетоны, на которых изображены символы всех времен года (для дальнейшего деления на команды).
Воспитатель: Прежде, чем мы отправимся в путешествие, мы немного разомнемся.
Физминутка.
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки
в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются (изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать. (ходьба на месте).
Воспитатель: Итак, отправляемся.
Идет просмотр видеофильма про «Времена года». Беседа с детьми во время просмотра.
Воспитатель: Ребята, мы прибыли на полянку, где я предлагаю вам выполнить следующее задание. Давайте заполним таблицы про каждое из времен года. А сделаем мы это не просто так. Мы с вами разделимся на 4 команды. Каждая из команд будет заполнять таблицу со своим временем года. Помните, в начале нашего путешествия я вам раздала билеты на поезд. Посмотрите на них, как вы думаете, по какому принципу вы будете делиться на команды?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, у кого одинаковые билеты, тот одна команда. А как вы узнаете, таблицу с каким временем года вы будите заполнять?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в зависимости от того, что у вас изображено на рисунке, то время года вы и будете заполнять.
Дети делятся на команды.
Воспитатель: Какое время года будете заполнять вы?
Ответ команды.
И так с каждой из команд.
На столе картинки, на которых изображены различные явления природы и то, чем люди занимаются в разное время года.
На 4-х столах лежат таблицы с колонками «Явления природы», «Занятия людей в разное время года».
Воспитатель: На столе у нас есть картинки, на которых изображены различные явления природы и то чем люди занимаются в разное время года. Вы должны выбирать то, что соответствует вашему времени года и клеить в соответствующую колонку. Понятно?
Дети выполняют. Воспитатель наблюдает, помогает по необходимости.
Модели каждого времени года, созданные детьми, вывешиваются. Дети садятся. Проверяется, все ли правильно выполнено.
Воспитатель: Что общего у всех времен года?
Дети: Есть солнышко, деревья, осадки и т. д.
Воспитатель: Что отличает их?
Дети: Осадки разные, внешний вид деревьев, разные виды деятельности людей и т. д.
Воспитатель: Значит, для каждого времени года есть характерные признаки, но и есть общие черты. Эти таблицы мы соединим в книжку и будем ее дополнять стихами, загадками и другими картинками. Я заранее приготовила обложку для нашей будущей книги и пустые страницы для нее, и сейчас мы с вами соединим все это в одну книгу.
Воспитатель: А сейчас нам пора отправиться в обратную дорогу.
Возвращаются на поезде под веселую музыку.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Много интересного увидели мы во время путешествия. Понравилось ли вам путешествовать? Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.