Наталия Кущ
Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебное электричество» для детей дошкольной старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с волшебным электричеством и его статическим свойством.
Образовательные задачи:
обобщать знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; познакомить детей с причиной проявления статического электричества; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Волшебное электричество“ для детей дошкольной старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивающие задачи:
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий с помощью игровых действий; воспитывать умение работать в парах, в группах, коллективе.
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: мотивация, загадки, три дидактических игры, физкультминутка под музыку, работа в парах, работа по подгруппам, в коллективе, проведение опытов с помощью игровых действий, беседа, вопросы.
Материалы и оборудование к НОД: проектор, ноутбук, экран,
презентация, пластмассовые трубочки, чудесная коробочка, кусочки шерстяной ткани, бабочки из фольги, мяч, часы, кораблики, воздушные шарики, розетки, парные карточки с изображением бытовых предметов, схема включения электроприборов.
Ход НОД.
1. Организационный момент, введение в ситуацию.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Алексеевна. Сегодня я передаю вам привет от ребят из детского сада, в котором я работаю. Нам с ребятами очень нравится играть в разные игры, я думаю, что и вам тоже. Я с удовольствием с вами поиграю. Но, к сожалению, у меня не очень много времени и мне придется следить за ним по часам. (Показывает часы на батарейках, с секундной стрелкой) Что такое? Стрелки стоят на месте и часы не тикают. Как вы думаете, почему? Высказывания детей: нет батарейки.
2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Вы правы, нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку. Надо только не ошибиться, поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». (Вставляет батарейку, стрелки начинают двигаться)
Часы, заработали! Что же за сила такая скрывается в этих батарейках? (Ответы детей).
Оказывается, если мы ставим батарейку, то с помощью электрического тока часы начинают работать. Человек научился управлять электричеством и от него работает много полезных вещей. Тема нашей встречи сегодня: «Волшебное электричество» и все, что с ним связано.
«Беседа об электричестве» (воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
Воспитатель: (1-й слад) Ребята, так что такое электрический ток? Вы видели, как течёт вода в реке? (2-й слад) Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. (3-й слайд) А вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. (4-й слайд)
И только после этого, по проводам электричество поступает в наши дома, попадая в выключатели и розетки, (5-й слайд) с помощью которых, мы можем включать разные электрические приборы. Я буду вам загадывать загадки, и если вы правильно назовете отгадку, то этот электрический прибор появится на экране.
Загадки.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту.
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(6-й слайд. Пылесос)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз,
И теперь мороз седой
дома летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(7-й слайд. Холодильник)
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается.
(8-й слайд. Утюг)
Что за чудо эта вещь,
Разогреет вмиг поесть
За минуты горячи каши, пирожки и щи.
(9-й слайд. Микроволновая печь)
Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(10- й слайд. Стиральная машина)
Ребята, а как можно, одним словом назвать эти предметы? (слайд 11).
Ответы детей: Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Что было до».
(Дети подходят к столу. Работа в парах).
Перед вами на карточках изображены электроприборы, которые помогают сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением электроприбора. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались в быту раньше, найдите ему пару и расскажите, чем пользовались раньше, а чем сейчас. (Например: (воспитатель находит пару и говорит: раньше пользовались самоваром, а теперь электрочайником).
(Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
1. Стиральная машина – корыто 2. пылесос – веник 3. электроплита – русская печь 4. вентилятор – веер.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вы увидели, что электроприборы наши верные помощники, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу.
Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Для чего это нужно?»
Для этого вам необходимо встать полукругом, я буду вам поочередно кидать мяч и называть электроприбор, ваша задача, поймав мяч, одним словом назвать действие этого электроприбора.
Утюг – гладит
Миксер – взбивает
Фен – сушит
Пылесос – пылесосит
Холодильник – замораживает
Микроволновая печь – разогревает
Чайник – кипятит
Стиральная машина – стирает
Молодцы, справились с заданием, но электричество таит в себе и опасность и каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться и пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Беседа о технике безопасности. (Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и запомните правила безопасного поведения с электроприборами: (каждое правило сопровождается демонстраций слайдов – с 13 по 18)
1. Нельзя засовывать в розетку посторонние предметы!
2. Нельзя пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
3. Нельзя прикасаться к розеткам и электроприборам мокрыми руками!
4. Уходя из дома, выключай все электрические приборы!
5. Нельзя перегружать работой электроприборы!
6. Нельзя, без разрешения взрослых, включать электроприборы!
Электричество опасно для человека! Помните это! При не правильном обращении наш помощник и друг – электрический ток - может превратиться в нашего врага. Будьте всегда внимательны и осторожны!
А сейчас посмотрите на схему подключения электроприборов (слайд 19, чтобы подключить электроприбор нам понадобится: розетка, вилка, провод и электроприбор. Посмотрите внимательно на эту схему и запомните её. (На экране схема: розетка, вилка, провода, электроприбор).
Я предлагаю вам поиграть в игру: «Подключи электроприборы: компьютер и синтезатор».
Для этого, каждый из вас возьмет по одной карточки с изображением отдельных предметов этой схемы. А затем вам нужно сделать и озвучить две цепочки подключения этих электроприборов: компьютера и синтезатора.
(Дети выстраиваются в две цепочки и проговаривают схему подключения своих электроприборов).
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете принцип подключения к электрическому току электроприборов. А сейчас я приглашаю вас на музыкальную минутку, повторяйте движения за мной. (Слайд 20).
Воспитатель: А вы знаете, что электричество бывает не только опасное, но безопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Давайте поиграем с добрым электричеством и сделаем самые обычные предметы волшебными. Подойдите к столу. (Дети становятся вокруг стола). Что лежит под стеклом? (белые шарики, похожие на снег). У меня есть обычная перчатка, сейчас я буду делать стекло волшебным. (Натирает стекло варежкой) Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным? Правильно, когда натирали стекло варежкой, оно получило заряд электричества, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
А вы хотите стать волшебниками. (Дети проходят к столам и садятся, перед детьми на столах лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, в розетках бабочки из фольги).
Воспитатель: Ребята, возьмите палочку и прикоснитесь к бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет) Для того, чтобы заставить бабочек притянуться к палочке их нужно сделать волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и хорошо натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке) Ребята, вы, как настоящие волшебники притянули бабочек к палочке. Значит можно сделать вывод: электричество помогает предметам притягиваться друг к другу. Такое электричество называется «статическим». Ребята запомните и повторите вместе со мной. (Дети повторяют «статическое электричество»). А вы на себе когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (Ответы детей): электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Это электричество опасно, как вы думаете?
Ответы детей: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
Воспитатель: Вам понравилось волшебство со статическим электричеством? Тогда я предлагаю вам, еще немного поиграть. Подойдите сюда. Перед каждым из вас лежит воздушный шарик, кораблик и емкость с водой. Наша задача заставить этот кораблик плыть. Я возьму шарик и медленно поведу над корабликом, не касаясь его. Кораблик плывет? (Нет) Правильно, сейчас я сделаю шарик волшебным, электрическим. Для этого я потру его о волосы и проведу над корабликом. Кораблик плывет? (Да) Сделайте так же. Вывод: появилось статическое электричество, которое притянуло кораблик и заставило его плыть. А вы на себе когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? Так, где же может появляться статическое электричество?
Ответы детей: электричество может появляться за счет трения в одежде, в шерстяной ткани.
Воспитатель: Молодцы, вы были сегодня настоящими волшебниками, приводили предметы в движения за счет статического электричество.
А сейчас подойдите ко мне и скажите, (предположительные вопросы воспитателя) с чем вы сегодня познакомились? Чему научились? Электричество – это хорошо или плохо? Как вы думаете? Вам понравилось играть со статическим электричеством
Ответы детей: (предположительные ответы детей) мы научились ловить электричество; электричество бывает добрым, с ним можно поиграть; нет, оно доброе, неопасное; электричество может быть опасным для человека, с ним нужно соблюдать безопасные правила поведения; электричество статическое, оно притягивает предметы; в каждом доме есть электричество и электрические бытовые приборы и т. д.
i]Рефлексия
Воспитатель: Ребята, мои часы подсказывают, что мне пора возвращаться к своим ребятам. Вам интересно было со мной играть? На память о нашей игре с «волшебным электричеством», я дарю девочкам вот эти фонарики, а мальчикам светящиеся мячики, а как они работают, вы уже хорошо знаете. До новых встреч! До свидания, ребята! (Слайд 21)
.[/i]