галина гусенко
НОД по познавательному развитию «Кто всему голова?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с органами чувств, их значимостью для человека и работой головного мозга.
Оборудование: плакат «Мое тело и пять чувств», загадки, четыре стакана, лимонный сок, соль, дудочка, колокольчик, ширма, металлофон, погремушка, барабан, бубен, мелкие игрушки, ведро, мольберт, фломастеры, «чудесный» мешочек, шелковая ткань, меховой мишка, гладкий шарик, сосуд с холодной и горячей водой.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое здоровье?
Ответы детей.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Кто всему голова?“» размещена в разделах
Воспитатель: для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Назовите основные части тела.
Дети: голова, туловище (спина, грудь, живот, шея, руки, ноги.
Воспитатель: ребята, скажите, как человек общается с окружающей средой?
Ответы.
Воспитатель: отгадайте загадки, ребята.
1. На ночь 2 оконца
Сами закрываются
А с восходом солнца
Сами открываются… (Глаза)
2. Этот орган важен, нужен
И не только для красы!
Без него нельзя
Ни чихнуть, и не вздохнуть… (Нос)
3. Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают… (Язык, глаза, уши)
4. Пять братьев –
Всем имя одно.
Годами равные,
Ростом разные (Пальцы)
Воспитатель: Правильно, дети – это глаза, уши, нос, руки, язык.
Глаза – это орган зрения, нос – это орган обоняния, язык – орган вкуса, уши – орган осязания.
Все эти органы составляют пять органов чувств. С их помощью мы общаемся с окружающим миром. Как вы думаете, дети, какой из этих органов чувств главный? Давайте проверим.
Поговорим о органе зрения – глазах. С помощью глаз мы видим предметы, цвет, форму, размер, перемещение предметов. Глаза помогают передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве. Давайте проверим так ли это? Рисуем с закрытыми глазами, передвигаемся, собираем игрушки в ведро. Опыт показал, что без зрения очень трудно. Поэтому глаза надо беречь. Давайте сделаем оздоровительную минутку для глаз.
-Зажмурьте глаза, а затем откройте их (5р.)
- Посмотрите направо – налево, вверх – вниз.
-Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вверх-налево-вниз (10р.
-Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно(5р.)
- Посмотрите в окно вдаль 1 мин.
Игра «И полезно и вредно»
Что полезно для глаз, а что вредно:
-рассматривать картинки в книжке лежа;
-смотреть телевизор продолжительное время, с близкого расстояния;
-беречь глаза от травм;
- тереть глаза грязными руками;
-промывать по утрам глаза;
-делать гимнастику для глаз;
- смотреть на яркое солнце.
Воспитатель: Что «говорит» нам нос? Что как пахнет. Носом мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Слышим запахи. Запахи бывают приятные и неприятные. Какие вы знаете запахи?
Игра «Угадай-ка»
Возьмем 4 стакана – с лимонным, апельсиновым соком, вода с солью, чистая вода (разливаем по несколько пробных глотков в одноразовые стаканчики). Желающие дети с закрытыми глазами и зажатым носом отпивают из каждого, угадывают, что они пили. Не угадали, потому что нет чувства запаха. Дети, я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику, для того чтобы носик хорошо дышал. Выполнение гимнастики.
Воспитатель: Ребята, скажите, для чего нам орган слуха –уши?
Ответы детей: Они помогают нам слышать все звуки.
Игра «Угадай чей звук»
За ширмой звучат музыкальные инструменты. Дети отгадывают. Затем ребята закрывают пальчиками уши. Что произошло?
Дети: Звуки исчезли.
Воспитатель: Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Чтобы уши были здоровы, хорошо слышали звуки окружающего мира – за ними надо ухаживать, беречь их. Давайте сделаем массаж.
Воспитатель: Что такое вкус и что за него отвечает?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет: За вкус отвечает язык. Язык- это мышца, которая может чувствовать вкус еды.
Игра «Попробуй на вкус»
Для игры необходимо: сладкое яблоко, лимон, банан, конфета, печенье.
Ребенок с завязанными глазами пробует, сможет ли он отгадать, что ест. Гимнастика для языка «Веселый язычок».
Воспитатель: Руками мы чувствуем предметы, которых мы касаемся. А какие на ощупь эти предметы?
Используются: шелковая ткань, меховой медвежонок, гладкий шарик, динозавр с шипами, холодная и горячая вода.
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок, используя перчатки, определяет на ощупь предмет и называет его.
Выполнение пальчиковой гимнастики.
Вывод. Воспитатель: Ребята, напомните, с какими органами чувств мы познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель: Всеми органами чувств управляет мозг. Он умеет думать, строить модели, складывать головоломки, читать.
А сейчас мы проверим, так ли это.
Игра «Запомни» или «Чего не стало?»
Для игры необходимо 10 предметов, запомнить их местоположение, закрыть их тканью. Назвать те, что запомнил.
Вывод: ВСЕ ОРГАНЫ ВАЖНЫ И НУЖНЫ!