Юлия Геннадьевна Кутепова
НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубанский край – казачий край».
Образовательная область «Познавательное развитие»
для детей старшей группы
Место проведения МБДОУ – д/с о/в №18 «Сказка»
Разработан Кутеповой Юлией Геннадьевной
Возраст: старшая группа
Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей в различных видах деятельности.
Публикация «НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной „Кубанский край-казачий край“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
• Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте кубанских казаков. Вызвать эмоциональный отклик на театрализовано-сказочный сюжет.
• Продолжать знакомить детей с народно-прикладным творчеством.
• Обогащать словарь детей старинными словами : курень, глэчик, рушник, чугун, папаха.
• Познакомить детей с нетрадиционной формой рисования ватными палочками
• Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предмерам искусства.
Виды деятельности: Познавательно – исследовательская, изобразительная.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.
Материалы:
Уголок казачьей хаты в группе. Мультимедийная установка. Презентация «Знакомство с прошлым Кубани». (Слайды с изображением быта кубанских казаков). Праздничный костюм кубанской казачки. Куклы для театрализации. Полоски бумаги, краски, стаканы для воды, ватные палочки.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками одежды казаков, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Стихи и песни о Кубани.
Словарная работа: курень, хата, глэчик, рушник, чугун, папаха.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации.
1. Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети заходят в музыкальный зал, где их встречает воспитатель в нарядном костюме кубанской казачки. (На заднем плане оформлен уголок с кубанской хатой, предметами быта и одежды казаков). Воспитатель обращается к детям:
-Здравствуйте, ребята! Подходите ко мне поближе. Обратите внимание, что я сегодня необычно одета. На мне длинная юбка с оборками и кофта, украшенная кружевами. А на голове повязан платок. Это праздничный национальный женский костюм – костюм кубанской казачки.
Дети рассматривают одежду, после чего воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Педагог обращает внимание на интерактивную доску, где изображены фотографии казака и казачки (Слайд 1).
-А вот как выглядит одежда казака.
Дети совместно со взрослыми рассматривают фотографии, после чего воспитатель берет в руки две куклы в кубанской казачьей одежде.
-Посмотрите, у казака на голове папаха. Казачка одета в длинную юбку, кофту и обвязана передником, а на голове чепец или платок.
На интерактивной доске слайд меняется на фотографию с изображением кубанской хаты (Слайд 2).
Воспитатель:
-В таких домах когда-то жили наши далекие предки. Они назывались хатами или куренями. Семьи казаков были большими (Слайд 3). Ребята, а кто знает где живут казаки и казачки? Правильно, они живут в Краснодарском крае или на Кубани (так называется главная речка нашей малой Родины). Поэтому их называют кубанские казаки. А сейчас я вам хочу рассказать сказочную историю о том, как казаки освоили Кубань.
2. Воспитатель показывает театрализованный сюжет кубанского сказа В. Попова «Заветный колос».
-Садитесь, ребята, поудобнее и послушайте мой рассказ. В давние-давние времена, рассказывали старые деды, было у нас на Кубани особенное место. Кто на это место спать ляжет, к тому ночью выйдет из реки старик Урожай и подарит заветный колос. А колос тот большой, тяжелый. И зерна в них крупные и их ровно сотня, т. е. 100 штук в колосе. И жил в те времена казак по имени Батог. И решил он себе построить курень, а места подходящего не было- все кусты терновые, да дубы могучие. Но не унывал казак. Взял топор, да принялся расчищать землю от зарослей. К вечеру добрый кусок земли расчистил, вскопал землю и лег отдохнуть, да и уснул крепким сном. На утро проснулся казак, а вся земля терном да бурьяном заросла.
-Ну, нет! Погоди! Все равно будет у меня поле, - говорил Батог. И вновь расчистил его от бурьяна, да сон его сморил вновь.
Наутро проснулся, и вновь поле заросло. В третий раз расчистил его казак и от тяжелой работы снова уснул. И вдруг сквозь сон слышит он, как волны в реке Кубани зашумели и выходит из них на берег старик - борода до колен спускается, желтая, как и волосы на голове. Вышел он на берег, да зашагал к казаку и говорит:
-Не спишь? Полюбился ты мне, казаче, упертый ты, ни какой работы не страшишься. Я таких люблю! Ладно, строй дом, работай и живи на моей земле, а я тебе помогать буду. И дал старик казаку колос золотой, наливной и ушел обратно к воде.
- Как зовут тебя диду?
- А звать меня Урожаем!- услышал в ответ.
И стал Батог с тех пор жить на Кубанской земле, женился, вырастил детей и по сей день живет и славит нашу Кубань своим трудом.
Вопросы по содержанию:
1. Кто наградил Батога колосом? За что он получил такую награду? (трудолюбие, настойчивость).
2. Что сказал старик Урожай казаку?
3. - Ребята, а вы хотите узнать как жил Батог? Какой у него был дом? Кто помнит как он назывался? Ответы детей (курень). Слайд 4,5,6,7 (быт казака). Педагог вместе с детьми рассматривает фотографию. Затем воспитатель предлагает детям подойти к уголку кубанского быта и рассмотреть предметы казачьего быта. Обратить внимание на глэчик и чугун.
- Настало время обеда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у казака? Конечно же - это борщ. Вот сейчас мы сварим борщ. Игра «Борщ» (на одном столе стоит чугун, на другом овощи и фрукты вперемешку). Дети по очереди выбирают овощи для борща.
Д/игра «Какой на вкус борщ?» - дети «пробуют» деревянной ложкой из чугуна борщ и дают ему определения (наваристый, вкусный, ароматный и т. д.).
На интерактивной доске появляется Слайд 8 с изображением рушников.
- А этот предмет казачьего быта (показывает на слайд, называется рушник. Как вы думаете для чего он нужен? Ответы детей.
- Да он использовался не только как полотенце, но и для украшения хаты: украшали зеркала, иконы, фотографии и стены.
Рассмотреть рушник (положить его на колени детей, посмотреть, потрогать на ощупь (ткань плотная, белая) по краям вышивка и кружева.
- Вам нравится? Как вы думаете, если бы рушник был просто белым он был-бы таким красивым? А вы обратили внимание, что мастерицы использовали только два цвета. Каких? Правильно – красный и черный. Давайте и мы с вами украсим наши рушники.
4. Практическая работа детей за столами, воспитатель обращает внимание на отсутствие кисточек, вместо них – ватные палочки. На рабочих столах палитры, краски, заготовки для рушника. Дети работают под спокойную кубанскую песню «Только мы с конем». Воспитатель напоминает, что орнамент располагается только по краям.
5. Рефлексия. По окончании творческой работы педагог совместно с детьми рассматривают работы, хвалит всех ребят, используя речевые обороты: «Какие вы у меня умнички», «молодцы», «как вы дружно умеете работать».