Оксана Руднева
НОД по познавательному развитию «Чудесный мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых.
Задачи:
Обучающие:
1. Углубить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, жизненных проявлений насекомых.
2. Расширить знания детей о последовательности цикла развития бабочки.
3. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Развивающие :
4. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Чудесный мир насекомых“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
5. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
6. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
Воспитательные:
7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
8. Соблюдать правила поведения в природе.
Интеграция областей:
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Физическое развитие.
Материалы и оборудование:
Бабочка, муравей, кузнечик, муха, пчела и другие насекомые (распечатать красочные изображения насекомых на плотных листах А4 и разрезать на несколько частей, картинки с изображениями божьей коровки, гусеницы, муравья, бабочки, стрекозы для игры, 3 стола, магнитная доска, магниты, наборы насекомых для д / и, иллюстрация «Чудесные превращения», мнемотаблица «Насекомые».
Предварительная работа:
Познавательные беседы : «Познакомьтесь, это букашки», «Насекомые».
Чтение книг: «В. Бианки «Репортаж со стадиона «Жукамо», Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они», Бабочки», «Чудо на ладони».
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Насекомые».
Отгадывание загадок о насекомых.
Д / И «Парные картинки», «Кто где живет?»,
Н-П / И «Насекомые».
Рисование на тему «Бабочка-красавица», «Божьи коровки-подружки».
Показ сказки на фланелеграфе «Муха-цокотуха»
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я обнаружила вот этот конверт на входных дверях нашей группы. На нем написано: «Открыть, когда придут дети». (Открываем.) Да тут письмо, не простое, зашифрованное. Как вы думаете кто же это? (Это насекомые.)
Сегодня о насекомых и пойдет речь.
Воспитатель: Ребята, а если я загадаю о них загадки, то сможете отгадать? (после того, как дети отгадают загадку, они находят картинку, прикрепляют к магнитной доске соответствующую картинку. «Молодец, а теперь найди соответствующую картинку).
Ребята, напоминаю вам, что если вы не поняли вопроса, если у вас трудности или есть ко мне вопросы, не нужно выкрикивать с места, просто покажите вот этот красный флажок.
1. Всех жучков она милей, спинка алая у ней. На спине кружочки — чёрненькие точки. (Божья коровка.)
2. Он работник настоящий, очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
3. Она ярка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
4. Волосата, зелена, в листьях прячется она хоть и много ножек, бежать она не может. (Гусеница.)
5. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют её … (Стрекоза.)
6. С ветки на тропинку, с тропинки на травинку,
Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (Кузнечик.)
7. Над столом жужжит, летает,
Очень всем надоедает. (Муха.)
8. Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
9. Жу-жу-жу! Над цветами я кружу!
Потружусь я над цветком,
Вас порадую медком. (Пчела.)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно. И они называются одним словом…насекомые. Кто знает почему? Обратите внимание на тело насекомых, которых вы назвали, оно у многих из них, словно глубокими насечками, разделено на несколько частей, вот от этих слов «насекать», «насечки» и произошло название Насекомые».
Предлагаю рассмотреть модель тела мухи и муравья, чтобы подтвердить наш правильный ответ.
Тело насекомых состоит из 3 частей (отделов) : из каких? (головы, груди и брюшка). (показать на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы.
На туловище имеются три пары конечностей, т. е. 6 лапок и крылья. У некоторых на брюшке есть жало. Вспомните, у каких насекомых? (оса, пчела, шмель).
Воспитатель:
Вы знаете, ребята, насекомые — самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле.
Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики.
-Как передвигаются насекомые, как вы думаете?
Подскажите, кто помнит.
Они умеют плавать, ползать, ходить, бегать, летать. Многие насекомые способны ползать вниз головой.
Вспомните загадку: «Кто над нами вверх ногами?». (муха).
-А как вы думаете, чем питаются насекомые?
Ваши предположения: (ответы детей).
У каждого насекомого свой корм. Большинство из них поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Гусеницы (личинки бабочек) поедают листья, цветки и плоды растений. Есть вредоносные виды гусениц, а есть и такие, которые уничтожают других насекомых-вредителей и оказывают этим помощь людям.
Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев.
Бабочки, пчелы, шмели, осы, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Они собирают нектар цветов и опыляют растения. Божьи коровки поедают тлю, тоже приносят огромную пользу. А вот комары питаются соком растений и кровью животных. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
Насекомые – отличное лакомство для птиц, лягушек, ящериц и других животных.
-Как вы думаете, у насекомых могут быть враги?
-Какие враги у мухи? Скажи полным ответом. (Мы боремся с мухами, чтобы они не разносили бактерии.)
Как насекомые спасаются от врагов?
Часто природа дарит им защитную окраску. Например, зеленые кузнечики и зеленые гусеницы. Некоторые гусеницы похожи на свернутые в трубочку сухие листья или обломки веточек. Многие насекомые имеют острое жало, которым прокалывают кожу и выпускают в ранку яд.
Очень много можно узнать о жизни насекомых, и встретить их можно не только в лесу.
Вы наверняка уже встречались с ними. Каких насекомых вы видели? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как и у многих насекомых, жизнь у бабочки начинается с яйца.
Предлагаю вам игру.
Д / И «Что сначала, что потом?»
1. Что сначала делает бабочка? (откладывает яйца). А вы знаете сколько яиц она может отложить сразу? До 1000. Можете предположить, сколько времени созревают яйца, т. е. будущие бабочки находятся в стадии яйца? (от 8 до 15 дней.)
Это тоже зависит от вида бабочки.
2. Что происходит дальше?
Кто появляется из яйца? Появляются гусеницы, имеющие ротовой аппарат грызущего вида, с помощью которого они могут поедать листья растений, цветы, плоды. Дополните как они справляются с большими листьями? Сначала появляются гусеницы маленького размера, но они сразу же начинают много-много есть. Как вы думаете, для чего? (Чтобы быстрее вырасти.) Они быстро растут и линяют 4 раза. Гусеницы обладают особыми железами, которые выделяют специальное вещество, а оно на воздухе твердеет и превращается в тонкую нить, которая со временем станет коконом. Как долго бабочка находится в стадии гусеницы? (2 недели.)
3. Со временем бабочка начинает окукливаться и наступает 3 стадия жизненного цикла бабочки. Как она называется? Где она прикрепляется на листочке? Куколка ничего не ест, отдыхает, но внутри куколки идет процесс превращения в кого?
4. На последней стадии превращения из куколки появляется голова, туловище, ноги. Сначала бабочка сидит неподвижно. Кто подскажет, почему?
Дети, когда бабочка в стадии гусеницы, она что нам приносит? А взрослая бабочка?
-Как вы думаете, где спят бабочки? (Они не нуждаются во сне, не спят.)
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели, посидели,
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко
Д / и. «Кто как передвигается».
На столе разложены карточки с насекомыми. Надо разделить на 4 группы по способу передвижения: летающие, бегающие, прыгающие, плавающие и перенести на нужное «поле».
Д. и. «Подбери признак»
Пчела какая? (полосатая, трудолюбивая, жужжащая)
Бабочка какая? (красивая, лёгкая, разноцветная)
Гусеница какая? (зелёная, медлительная, зловредная)
Муравей какой? (коричневый, маленький, работящий).
Кузнечик какой? (зеленый, прыгающий).
Комар какой? (маленький, кусачий, назойливы, пищащий).
Муха какая? (черная, вредная, надоедливая.).
Д / и. «Кого не стало».
Дети рассматривают насекомых, отворачиваются, воспитатель убирает несколько карточек, дети поворачиваются, вспоминают каких насекомых не хватает.
Воспитатель: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними. Какие вы знаете?
Если поблизости пчела, оса, шмель — нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно. Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых). Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).
Д / и «Польза и вред»
Воспитатель: Есть полезные и вредные насекомые, опасные и хищные. Мы сейчас с вами попробуем разобраться.
На доске 2 знака: + и -. В столбик с + будем записывать пользу, а с – вред.
Опыляют растения Одни насекомые поедают других (хищники)
Собирают мед Распространяют микробы
Борются с вредными насекомыми Есть ядовитые
Являются кормом для птиц, животных Уничтожают посевы, огородные овощи, леса
Рыхлят почву Кусают и есть кровососущие
Радуют глаз, мы ими восхищаемся Пугают людей
Переносят семена цветов
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что будет, если насекомые вдруг исчезнут? (Погибнут растения, многие птицы и животные.)
Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других. Насекомые — это часть природы, так же, как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Воспитатель:
-Сегодня мы много говорили о насекомых.
-Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
-Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
-А что вы знали раньше?
-Какие вопросы о насекомых для вас были трудными, и вы не знали ответа?
-Что еще о насекомых вы хотели бы узнать?
-Вам занятие понравилось?