Римма Тимергазиева
НОД по познавательной деятельности «Путешествие в мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени.
2. Вызывать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
3. Формировать заинтересованность, желание научиться разбираться во времени.
4. Развивать и активизировать устную речь детей.
Публикация «НОД по познавательной деятельности „Путешествие в мир часов“» размещена в разделах
Материал и оборудование:
- выставка различных часов;
- фото «Кремлёвские часы-куранты»;
- аудиозапись «Бой курантов», «Крик петуха», «Звон будильника»;
- картинки с изображением солнечных часов, песочных, водяных;
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель.
Ребята к нам в гости пришел медвежонок. И он зовет нас в путешествие. А для того чтобы узнать, что это за путешествие нам надо отгадать его загадку, которую он нам принес. Слушаем внимательно!
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети: часы.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас все вместе с медвежонком отправляемся в путешествие в мир часов!
Воспитатель: А какие вы знаете поговорки о часах?
Делу время - потехе час.
Времени не воротишь.
Аппетит приходит во время еды.
День и ночь – сутки прочь.
А как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети отвечают.
Воспитатель: А что такое время?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?
Дети: давно.
Воспитатель.
Время было всегда, оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.
Физминутка
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.
Включается аудиозапись «Бой курантов»
Воспитатель. Ребята, что это такое?
Дети отвечают.
Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.
А вы хотите посетить выставку часов и узнать, какие же были часы раньше? Какие сейчас?
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.
Солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бегают на площадях,
На лужайке, в саду-
У солнышка на виду.
Эти часы давали узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не сколько времени вообще. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?
Дети: нет солнца на небе – нет и тени.
Воспитатель. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» (включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
Воспитатель.
«Течёт» время и в песочных часах.
Стих читает ребё нок:
Часы песочные – точные!
В них песчинки текут-
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла!
Песочными часами люди пользуются и теперь, например, в поликлиниках.
Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?
Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают выставку часов)
Читают стихи, заранее подготовленные дети:
А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся,
Ку-ку! Ку-ку! -
Как в лесу на суку.
А будильник!
С вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудит-
Не забудет! (включается аудиозапись звонка будильника)
А есть часы настенные-
Чинные, степенные!
Не убегают, не отстают-
Вовремя бьют!
Маятник туда-сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
А есть и новые – электронные
Часы неугомонные.
Только раз заведи,
Заведёшь – и год ходи!
Воспитатель. Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах.
А сейчас мы попробуем нарисовать часы.
-Для чего нужны часы?
-Про какие часы, которыми мы пользовались в давние времена, мы рассказали?
-Какие современные часы вы знаете?
Понравилась вам экскурсия?