Марина Александровна Захарова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «В поисках сюрприза»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Рябинушка»
Педагогическое мероприятие (итоговая НОД)
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
«В поисках сюрприза»
[/h3]
© Составила: учитель – логопед МБДОУ
Захарова Марина Александровна
Апрель 2019 г.
п. Раздольный
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте „В поисках сюрприза“» размещена в разделах
Цель. Проявление детской инициативы с целью применения полученных ранее знаний.
Задачи:
образовательные.
Закрепить умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
Мотивировать высказывать предположения и делать простейшие выводы; приучать детей к самостоятельности суждений.
Побуждать отвечать на вопросы развёрнутой фразой.
Развивающие.
Совершенствовать фонематический слух. Закреплять умение детей называть слова с определенным звуком.
Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в составлении предложений, членении их на слова с указанием их последовательности.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Воспитательные:
Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг другу, чувство коллективизма.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением Маши и Миши, звуковые сигнальчики для работы у мольбертов, сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”
Раздаточный материал: цветы с картинками, магнитные буквы, цветные карандаши, индивидуальные листы бумаги с изображением Маши, с изображением Миши, индивидуальные конверты с пособием «Выложи схему предложения», предметные картинки для игры «Построй мост»
ТСО: аудиозапись.
Оборудование: мешочек, вазы – 3 шт., мяч, мольберты – 2 шт.
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, ТРИЗ
Предварительная работа с детьми: знакомство со звуками и буквами, деление слов на слоги, составление предложений, проигрывание дидактических игр.
Предварительная работа воспитателя: изготовление звуковых домиков, схем и раздаточного материала.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними!
- А теперь, дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
- Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз.
Но, чтобы до цели желанной добраться,
Сегодня придется, друзья, постараться.
Схемы составить, слова подобрать,
Знания нам свои показать.
Я верю, друзья, постараетесь очень
И путь ваш успешно будет окончен.
- По прохождению каждого задания вы получите фото – подсказки, которые будете класть на стол. И где спрятан сюрприз, вы узнаете только тогда, когда соберёте все 6 подсказок.
- Ну, что, интересно узнать, где находится сюрприз?
- Да!
- Тогда начинаем.
2. Основная часть.
Разминка
«Кто внимательный».
- Для начала разомнемся.
На вопросы отвечайте,
Руку выше поднимайте
И полный ответ давайте.
Из чего состоит наша речь (из слов)
Какие бывают звуки речи (гласные и согласные).
Какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, во рту при их произнесении нет никакой преграды.)
Что мы можем сказать про согласные звуки? (они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Как проверить звонкий звук или глухой? (приложить ладонь к горлышку и произнести звук, если горлышко дрожит – значит звук звонкий)
Твердые согласные обозначают каким цветом (синим)
Мягкие? (зеленым)
Чем отличается звук от буквы? (буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим)
-Молодцы. Разминка прошла успешно. Пришло время выполнить первое задание.
Задание № 1.
Игра «Умные домики».
- На столе лежат картинки с изображением животных. Каждому из вас нужно взять по одной картинке и поселить животное в нужный дом. Животное, название которого начинается с твердого согласного звука вы заселяете в дом с синей крышей, а с мягкого в зеленый.
- Заработали первую подсказку. Она находится там, о чём идёт речь в загадке, кто загадку отгадает, тот подсказку вынимает:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
- Это зеркало! (дети находят фотографию с изображением детского сада)
- Следующее задание.
Задание №2. «Поезда».
- Посмотрите пожалуйста на мольберты. Что это? (Паровозы).
- Правильно. Чтобы паровозы по расписанию отправились в путь, нужно каждому паровозу прицепить нужный вагон.
На столе вагоны, на них картинки вам.
Названия картинок на слоги поделите,
К нужному паровозу вагон прицепите!
- К первому вагону прицепите картинки в которых один слог, ко – второму – два, к третьему – в котором три слога. (Дети выполняют задание)
- Ребята, все вагоны прицепили. Давайте проверим правильно ли пассажиры заняли места. (Логопед вместе с детьми хором проверяют количество слогов в словах)
- Слушайте, где искать следующую подсказку:
У него спина большая.
На спине он разрешает
И лепить, и вырезать,
Шить, писать и рисовать. (Стол)
(Дети находят фото с изображением группы).
- Следующее задание вы выполните за столами. Подойдите и займите место у того стола, на углу которого написана первая буква вашего имени. (дети занимают места за столами)
Задание 3. «Звуковой анализ слова»
- Задание для вас передала мне героиня мультфильма. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.
(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)
- Ребята, вы узнали, из какого мультфильма эта музыка?
- А вот и наша героиня ее друг. (Логопед разворачивает мольберты с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь).
-Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? (Раскрасить схему слов) - Кто желает выполнить задание у мольберта при помощи звуковых сигналов? Выходите пожалуйста ко мне.
- Вас ребята прошу приступить к выполнению задания на листках за столами.
- Все закончили выполнять задание? Давайте проверим. (Логопед разворачивает мольберты и дети, работающие у них по - очереди дают звуковую характеристику слов.)
-Ребята, чем похожи схемы? (в словах 4 звука, по 2 гласных звука, по 2 слога)
Чем отличаются? (в слове Миша первый звук согласный мягкий)
- Кто верно выполнил задание подымите руку, а кто допустил ошибку исправьте её.
- Следующую подсказку вам принесли наши мультгерои. (Дети получают фото с изображением цифры 10)
Задание 4. «Составь предложение по картинке»
- Ребята, посмотрите на мольберт. (На мольберте картинка из мультфильма «Маша и Медведь»).
- Попробуйте придумать предложение к этой картине.
- Выложите схему этого предложения.
(дети составляют схему предложения за столами.)
- Посмотрите, Маша вот так подписала фотографию. (логопед показывает предложение, составленное в неправильной последовательности)
- Правильно, ли, Маша подписала фото? (ребенок у мольберта исправляет предложение)
- Вы заработали следующую подсказку. Ну, а где ее искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
- Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Дети находят изображение спальни)
Задание 5. «Скажи наоборот»
А теперь пришел черед сигать в игру “Наоборот” (С мячом).
- Я называю слово, а вы противоположное по значению.
Радостный – грустный, печальный Светлый– темный
Сухой – мокрый Тишина – шум
Храбрый - трусливый Высокий – низкий
Лёгкий – тяжелый Тихо – громко
Широкий – узкий Холодный - горячий
- А следующая подсказка вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
- Конструктор. (дети находят фото с изображением подушки)
Задание 6. «Цепочка слов»
- Ребята осталось последнее задание и вы получите последнюю подсказку).
- Раз, два, три, четыре, пять – цепочку нужно нам собрать.
Перед вами изображен недостроенный мост.
- Что нужно сделать? (Ответы детей).
(Дети придумывают слова цепочки так, чтобы последний звук в слове оказался первым в названии следующего слова). Первый звено в цепи Я. Слово Автобус.
- Ребята, вы все задания выполнили и получили вот последняя подсказка Подойдите к столу и посмотрите внимательно на них.
- Первая картинка, что на ней изображено?
- Детский сад.
- Значит сюрприз, спрятан в нашем детском саду. Дальше сами пытайтесь найти.
- На второй картинке наша группа, на третьей спальня, на четвертой кровать, на пятой цифра 10, на шестой подушка. (Дети высказывают предположения о том, где может быть спрятан сюрприз, и приходят к выводу, что сюрприз спрятан под подушкой на кровате № 10)
3. Заключительная часть.
- Ребята, вы нашли сюрприз.
Кто собой доволен,
Руку поднимите,
На пальчиках оценку
За занятие покажите.
Все пятерки это ясно!
А вы, гости,
Как, согласны?
Лично я ребят хвалю,
Я таких трудяг люблю!
Ребята, что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре (Ответы детей)
Молодцы, я вас поздравляю. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5».