Нелли Корабельникова
НОД по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бабушки Полины»
▼ Скачать +Заказ
НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ПОЛИНЫ».
(подготовительная группа)
Задачи:
• Образовательные: Учить детей определять на слух звуки [п] и [б]; Упражнять в правильной артикуляции звуков [п] и [б];
Закреплять понятие о различиях между гласными и согласными звуками;
Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
• Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку.
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте „В гостях у бабушки Полины“» размещена в разделах
• Развивающие: Развивать объяснительную сторону речи.
Оборудование: Игрушка бабушка Полина, сундучок с предметами, названия, которых начинается со звуков п и б (Бусы, будильник, бумага, платок, пуговица, индивидуальные зеркала, салфетки, игрушка ежик, султанчик с разноцветными ленточками, картинки с изображением животных.
Ход НОД.
-Ребята, с каких слов обычно начинаются сказки и разные интересные истории? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
-Жила- была в одном селе бабушка Полина, которая сегодня пригласила нас в гости. Вы любите ходить в гости? (Дети отвечают и подходят к столу, за которым сидит игрушка бабушка).
-Давайте познакомимся – бабушку зовут Полина. Она познакомит нас с новыми звуками. Один звук слышится в её имени. Как ее имя? Назовите этот звук (Звук [п].Давайте еще раз произнесем все вместе этот звук. Полина кто? Правильно, бабушка. Какой первый звук в слове «бабушка»? (Звук [б]).
-Давайте узнаем, как образуются эти звуки. Сейчас мы ещё раз произнесем эти звуки, глядя в зеркальца. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [п]. Что произошло с губами? (Губы плотно сжались, потом раскрылись). Что помешало спокойному выходу воздушной струи? (Губы. Правильно, губы стали препятствием. Значит, какой это звук? (Согласный). Аналогично проводится артикуляция звука [б].
-Как называются звуки, при произнесении которых воздушная струя проходит свободно, и эти звуки произносятся одним голосом? (Гласные). Теперь, ребята, пусть каждый из вас пропоет любой гласный звук. (Дети выполняют задание). Послушайте, ребята, какие строки о гласных и согласных звуках написал поэт В. Берестов:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- У бабушки Полины есть красивый сундучок, в котором она хранит много разных полезных предметов. Давайте рассмотрим эти предметы: предметы, в которых есть звук [б], мы будем складывать в корзиночку, слова, в которых есть звук [п] - на поднос.
-Итак, начинаем. Мы будем не только раскладывать предметы, но и объяснять для чего эти предметы нужны. (Дети по очереди достают предметы и раскладывают их в корзинку и на поднос, объясняя при этом для чего нужен тот или иной предмет.
Предметы со звуком [б] – бусы, бумага, будильник.
Предметы со звуком [п] – пуговица, платок.
Дети достают предметы из сундучка, объясняя при этом: «Бумага нужна, чтобы писать и рисовать. Будильник нужен, чтобы не опоздать к назначенному времени. Бусы нужны, чтобы украсить одежду. Пуговица нужна, чтобы застегивать одежду. Пузырек нужен для хранения лекарства. Платок повязывают на голову».
-Ребята, к бабушке Полине из леса в гости прибегает один житель. Вы сможете узнать кто это, отгадав загадку:
Я не домашний, а лесной колобок!
Все зовут меня колючий бок.
Я под кусточком в лесу рос,
И весь колючками оброс
Всем я будто бы хорош,
А руками не возьмёшь.
Да, правильно, это ежик. Он любит лакомиться вкусными яблоками из сада бабушки Полины, а с вами он проведё т веселую физкультминутку:
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ, топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
(И. Лопухина)
(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Садятся на корточки, изображают, как еж сворачивается в клубок).
-Теперь, ребята, закрепим то, о чем мы с вами говорили.
(Воспитатель предлагает детям иллюстрации предметов, названия которых начинаются со звуков [п] или [б]. Дети называют предметы и определяют с какого звука начинается слово.
Нашим глазкам нужен отдых. (Воспитатель достает султанчик с цветными ленточками).
-Над деревней, где живет бабушка Полина светит необычное солнышко – у него разноцветные лучики, они помогут нам сделать гимнастику для глаз. Следите за лучиками и повторяйте их направление движения глазками.
(Воспитатель совершает султанчиком движения сначала слева-направо, потом вверх-вниз – по 2 раза).
- А теперь солнышко спряталось.
(Воспитатель прячет султанчик за спину, дети зажмуривают глаза).
-Снова солнышко вышло из-за тучки, поморгайте глазами. Такую гимнастику вы всегда сможете сделать после чтения, рисования и игры на компьютере.
-Ребята, в лесу живут друзья ежика – лесные звери. Назовите их. Мы поиграем с вами в игру «Чей дом?». Я буду называть животное, а вы будете называть слово-признак, обозначающий его дом и образованное от его названия.
Итак, у ежа дом – ежиный, у лисы дом – лисий, у волка – волчий, у медведя – медвежий, у белки – беличий, у зайца – заячий, у рыси – рысий.
-Теперь пора прощаться с бабушкой Полиной. А мы с вами вспомним – с какими звуками мы сегодня познакомились? Что мы узнали об этих звуках?
-Мы сегодня познакомились со звуками [б] и [п]? Звуки [б] и [п] – согласные, т. к. произносятся с препятствием.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались, и Ежик приготовил для вас веселую песенку.
Воспитатель включает на компьютере презентация с веселой песенкой Ежика.