Ольга Бочкарева
Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга». Обучение грамоте (первое полугодие)
СЕНТЯБРЬ
«Звук вокруг нас» Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; учить детей передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Пластинки, аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями. Произведение Л. Пантелеева «Как поросенок заблудился»
«Слово» Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке; познакомить со звуковой схемой слов ; учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах. Звуковые схемы для каждого ребенка; полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображениями птиц и животных.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по программе „Радуга“, Обучение грамоте (первое полугодие)» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
ОКТЯБРЬ
«Звук [а] и буква Аа» Учить детей выделять звук [а] в ударной позиции в начале слова; начать знакомить с гласными звуками; упражнять в выразительном произнесении слов, в умении определять последовательность звуков в звукоподражательных словах; ориентироваться на плоскости листа (направление сверху вниз); проводить прямые линии сверху вниз; ознакомить с образом буквы Аа. Набор картинок и игрушек, панно букв; индивидуальные листы белой бумаги с нарисованными вверху тучками, карандаши на каждого ребенка; звуковые домики.
«Звук [у] и буква Уу.» Учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков; ознакомить с буквой Уу; упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа ( направления: сверху вниз и снизу вверх). Набор картинок, сюжетная картина, панно букв; листы бумаги с нарисованными внизу цветами и бумажные пчелки (по количеству детей)
«Звук [и] и буква Ии» Учить детей анализировать звуковой ряд; ознакомить с буквой Ии; совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием –и; работать с лексическим значением слов. Картинки, панно букв.
«Звук [э] и буква Ээ». Учить детей на слух определять звук [э] в ряду гласных; ознакомить с буквой Ээ; работать с обобщенным значением слов; упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.); развивать пространственную ориентировку; упражнять в использовании пространственных предлогов. Набор демонстрационных картинок; рамка-экран.
НОЯБРЬ
«Звук [о] и буква Оо.» Учить детей находить гласный звук [о] в потоке звуков; определять его позицию в словах (начало, середина, конец); ознакомить с буквой Оо; упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они работать над обобщенным значением слов; работать над выразительностью речи (тембр, темп) Кукла с перевязанной щекой; панно букв.
«Звук [ы] и буква ы.» Уточнить артикуляцию звука [ы]; учить детей делить слово на части- слоги; упражнять детей в образовании существительных множественного числа; ознакомить с образом буквы ы. Набор картинок, панно букв, фишки (палочки, пуговицы) по 4-5 штук на каждого ребенка, ножницы.
«Предложение» Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах; ознакомить с предложением; учить выделять на слух предложения из высказывания; учить членить предложения на слова; упражнять детей в умении делить слова на слоги; развивать фонематическое восприятие (гласные звуки); закреплять соотношение звук-буква. Панно букв, фишки (пуговицы, полоски бумаги, счетные палочки, набор картинок.
«Звуки [м-м, ] и буква Мм» Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой Мм; учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет) Картинки со звуками [м-м, ]; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.
«Звуки [ н-н, ] и буква Нн» Уточнить артикуляцию звука [н]; развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками н-н, ; учить составлять предложения с предлогами на, над; ознакомить с образом буквы Нн. Набор картинок, наборное полотно, панно букв, схема для разбора артикуляции звука, доска, мел, конверт с загадками.
ДЕКАБРЬ
«Звуки [б-б,] и буква Бб» Уточнить артикуляцию звуков [б-б, ]; учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуком б-б,; учить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными; упражнять в изменении глагола хочу пот числам, родам, временам; ознакомить с образом буквы Бб. Схема анализа артикуляции, набор картинок, доска, мел, панно букв, камень (любой твердый предмет, подушечка; картинка, нарисованная белой гуашью на черном фоне; цветные карандаши.
«Звуки [п-п, ] и буква Пп» Уточнить артикуляцию звуков [п-п, ]; закрепить умения детей определять место звука в слове; составлять предложения с предлогами по, под, перед; ознакомить детей с образом буквы Пп. Схема для разборки артикуляции звуков, панно букв, набор предметов и картинок, игрушка попугай с длинным пояском, наборное полотно.
«Звук [j] и буква Йй. Уточнить артикуляцию звука[j]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; ознакомить с буквой Йй; закреплять образ буквы. Зеркала, панно букв, кружки, мел, набор картинок, листы бумаги по количеству детей, карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
«Звуки [в-в, ] и буква Вв» Уточнить артикуляцию звуков [в-в, ]; упражнять детей в подборе слов на определенный слог; составлять предложения с предлогом в; ознакомить детей с образом буквы Вв; готовить руку к письму. Зеркала, схема для анализа артикуляции, панно букв, игрушка волк, картинка с изображением вороны. Мел, доска, листы бумаги с большим контуром ежика без иголок карандаши; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.