Елена Бурлачко
Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Любимый мой Алтай»
Любимый мой Алтай
Подготовила: воспитатель - Бурлачко Елена Валерьевна, г. Барнаул, Алтайский край
Цель: расширять представления детей об культурных и географических особенностях Алтайского края
Программные задачи:
приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края;
формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народностями, проживающими на территории Алтая;
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников „Любимый мой Алтай“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с особенностями и традициями народов Алтая;
активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность в изучении истории родного края;
духовно-нравственное воспитание и развитие личности дошкольников.
Оборудование:
картинная мини-галерея «Природа Алтая»;
карта «Алтайский край»;
кукольный музей «Ярмарка народов Алтая»;
бумажные куклы-раскраски.
Непосредственно образовательная деятельность:
I. Вступительная часть
Дети входят в зал, оформленный в музейном стиле (карта Алтая, картины природы Алтая и т. д., фоном играет запись в мелодичном прочтении стихотворения «Любимый мой Алтай!» (Из сборника молодых поэтов Алтая):
Я вновь к тебе лечу.
Ты сказочно красив
В любое время года!
Всю радость встреч с тобой
Я в сердце берегу.
Ты дар далёких звёзд,
Ты волшебство природы.
Стремительный поток
Звенящих, шумных рек
Являет Миру
Торжество природы.
В горах Священных,
Начиная свой разбег,
Несут Благую весть
Живительные воды.
Там Светлый Храм
Вселенской чистоты.
Он воскрешает крылья
Для полёта духа.
В один поток
Объединились там миры.
И там, в Сияющем Величии,
Стоит Белуха!
II. Основная часть
Воспитатель: - Какой глубокий смысл в том, что я услышала… Есть и тайна, и красота, и доброта. Но где это все можно найти и увидеть? В какую книгу мне заглянуть, какую передачу посмотреть… А может мне стоит найти того, кто мне расскажет об этом?
(воспитатель имитирует движение поиска, будто ищет ответ взглядом).
- Я слышала голос. Это не просто голос человека, это голос истории, который зовет нас в удивительный мир. Но как трудно мне понять, что это за мир, где он находится…
(воспитатель делает длинную паузу, изображает задумчивость, дожидаясь таким образом отклика и активности от детей)
Дети: (разнообразные ответы детей)- Этот мир - Алтайский край.
Воспитатель: - Почему вы так решили?
(обращают внимание на картинную галерею с изображением знакомых мест Алтая и указывают на фрагменты стихотворения, совпадающими с увиденным на картинах)
Дети: - Мы с папой летом ездили в Горный Алтай.
- Я был на горе Белуха.
- А я знаю реки Чемал и Катунь.
- и т. д.
Воспитатель: - Ну хорошо, это очень интересно. Значит этот край так велик, что его нельзя увидеть целиком. И выслушав вас, я поняла, что Алтай – самый крупный регион в России.
- Я сейчас немножко подумаю… (делает паузу, берет книгу «Мой Алтай»).
- Вот где я могу увидеть все сразу! И этого мне вполне достаточно. Правда, ребята?
Дети:
- Правда.
- А можно еще увидеть Алтайский край на карте.
Воспитатель: - Что вы имеете ввиду?
Дети:
- На карте мы можем увидеть сразу и горы, и реки, и города Алтая.
Воспитатель: - Точно! И для этого даже не нужно переворачивать страницы.
- А давайте подойдем поближе и рассмотрим карту внимательней. Говорят, карту надо читать. Замечать детали, условные обозначения и символы.
- А что видите на карте вы?
(выслушивает ответы и рассуждения детей, дожидаясь, пока дети не обратят внимание на фигурки людей в национальных костюмах)
- И правда, наш край и богат, и красив. И людей здесь сколько много живет. Но все ли эти люди одинаковые? Что нам об этом говорит карта? Может и она нам об этом рассказать?
Дети: - Может.
- Посмотрите сколько людей здесь. И все они разные.
Воспитатель: - А в чем их различие? По-моему все одинаковые.
Дети: - Нет, не одинаковые. У них одежда разная.
- А еще у них разный цвет кожи.
Воспитатель: - Это говорит о том, что они разной национальности. У них разные традиции и костюмы, соответственно. А еще они могут говорить на разных языках.
- А можем ли мы по внешнему виду определить, сколько народностей проживает в нашем регионе?
Дети: - Да, можно посчитать.
(дети начинают считать и выдвигают свои предположения: 8, 5, 6,.)
Воспитатель: - Я согласна, что их много и она все по-разному называются. Вот, например, немцы, а это украинцы. (показывает на фигуры людей). А это кто? Не знаете?
- А мы можем с ними познакомиться. Хотите?
Дети: - Да-а-а… (хором).
Воспитатель: - Тогда я вас приглашаю в музей кукол в нашем детском саду «Ярмарка народов Алтая».
(Дети перемещаются в музей)
Воспитатель: - Здесь мы можем узнать о людях, которые живут на территории Алтая, гораздо больше, чем нам расскажет карта. Это не просто куклы, это люди и даже мы с вами, с нашими традициями, играми и забавами.
(воспитатель обращает внимание на 2-3 народности и демонстрирует их особенности на музейных экспонатах).
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Вы знаете, ребята, мы теперь с вами точно знаем, что Алтай богат и изобилен, и изобилен не только природой, но и разнообразием проживающих народностей.
- И кто здесь только не живет, даже всех не упомнишь… А вы-то помните?
(дети называют народности, которые успели запомнить: немцы, украинцы, белорусы, поляки, алтайцы, казахи, монголы и др)
- А сейчас я хочу каждому из вас сделать подарок. У меня тоже есть куклы, но они бумажные и, посмотрите, у них такие вот белые костюмы. Но они очень хотят одеть праздничные и разноцветные костюмы, какие вы сейчас видели в кукольном музее.
- Я думаю, вы с удовольствием воспользуетесь знаниями сегодняшнего дня и эти куклы станут такими же красивыми, как музейные.